Больше рецензий

6 июля 2016 г. 07:59

2K

5

Советский антивоенный роман, написанный в соавторстве Василием Аксеновым, Овидием Горчаковым и Григорием Поженяном с 1962 по 1972 год. Десять лет, умножаем на три писателя, получаем тридцать лет работы над книгой. Надо сказать, что это время потрачено не впустую. Взяв за основу романы популярного Яна Флеминга, они вывернули их наизнанку, добавили духа русской классической литературы в первой половине и духа советской классической во второй. Результат получился впечатляющим, хотя на взгляд современного читателя немного неоднозначным.

Впервые прочитал книгу в начале девяностых годов, будучи школьником средних классов. Не помню своих впечатлений того времени, но книга все эти годы занимала достойное место на полке. Взгляд иногда задевавший её, неизменно пробуждал внутри меня положительные эмоции и мысль, что нужно её обязательно перечитать. Прошло двадцать пять лет, мысль материализовалась. Как оказалось от сюжета в памяти осталась только сцена в кабинете Гринёва старшего в момент его убийства. Это самые первые страницы книги. Что было дальше я читал как в первый раз.

Развитие сюжета начинается в Нью-Йорке. Город описан с таким вниманием к деталям, какие никогда не прочитаешь у американского писателя. Это взгляд со стороны, как мне тогда казалось, советского эмигранта. Для которого детали привычные американскому обывателю являются чудесами из другого измерения. Первая треть романа больше всего вызывает ассоциации с Одноэтажной Америкой Ильфа и Петрова. Собственно говоря, почему и нет. Это и есть продолжение Одноэтажной Америки написанное тридцать лет спустя, другими авторами, но попавшими в ту же страну. Которая, прошу заметить, за это время нисколько не изменилась. Авторами которые сумели глубже проникнуть в её атмосферу и выразить свои ощущения от Америки более ярким языком. Для усиления впечатлений была добавлена шпионская составляющая.

Отдельного упоминания заслуживают сцены с едой. Где бы не находились герои романа, авторы не забывают кормить их так, что советский читатель того времени просто обязан был истечь слюной. Да что греха таить. Пишу эти строки и сам уже сбегал к холодильнику, чтобы хоть как-то подавить приступ слюноотделения. Лукьяненко с его кулинарной фантастикой очень далеко до этих виртуозов кухни шестидесятых. Ну вы поняли – на голодный желудок книгу лучше не читать.

Если смотреть с конца, то сюжет достаточно прост. Но начиная сначала, об этом догадаться трудно. Наверное, после первого прочтения книги в моём подсознании осталась информация, кто из дворецких убийца. Читая во второй раз я без труда выявил главного негодяя. Авторы очень грамотно, интеллектуально провели нас по всем хитросплетениям книги, создавая эффект прозрения, которое мы должны были испытать с главным героем. И я уверен, что эффект этот на тот момент был колоссальным. Патриотическая составляющая книги огромная. Кто-то сейчас может сказать – фу, советская агитка. А я могу сказать, что агитка эта очень грамотная. И что с таким же успехом можно называть агиткой любую продукцию Голливуда. Но мы почему-то этого не делаем, а продолжаем ходить на последние блокбастеры и писать на них восторженные рецензии.

Последняя треть книги, к сожалению оказалась слишком прямолинейной. Но сделаем скидку на время когда она была написана. Вспомним всё хорошее, что в ней есть. И скажем – это отличная книга и она доставит огромное удовольствие даже современному читателю. С одной маленькой оговоркой – читателю без предрассудков.

Комментарии


Эта книга обошла всех моих одноклассников. Она была для нас окошком в неизвестную в СССР Америку.


А я вот задумался не после этой ли книги во мне появилось жгучее желание побывать когда-нибудь в Нью-Йорке.


я вот задумался не после этой ли книги во мне появилось жгучее желание побывать когда-нибудь в Нью-Йорке.

а У НАС ПОЯВИЛАСЬ МЕЧТА ПОСЕТИТЬ "КОШКИН ДОМ" ;)


А, Горпожакс! Помнится что-то из детства!!! ))


Вот и я детские воспоминания освежил. :)


классно ))


Кстати, один из авторов этой книги, был прообразом Майора Вихрь. ;)


Занятно! ;)