Больше рецензий

ohmel

Эксперт

Читающая белка

29 июня 2016 г. 17:24

264

4.5

Шикарная книга. И, как о любом, действительно понравившемся произведении, о ней сложно что-то написать. С одной стороны кажется, если начнешь разбирать текст, искать параллели, напишешь заумную чушь. С другой, - да, мне было интересно, меня впечатлило, но это совершенно не повод, чтобы остановиться только на личных впечатлениях.
Всегда старалась оставить особенно понравившиеся книги только с оценкой, без реплик-отзывов-рецензий. Это иррационально, но совершенно не тянуло делиться слишком позитивными впечатлениями от действительно хороших книг - не так и много их на самом-то деле. А поделиться - это, в какой-то мере, растерять эмоции, приведя их к логическому повествовательному ключу. Ведь у каждого понравившаяся книга ассоциируется со своим - вкусом клубничного мороженого, например (да, есть у меня и такая подруга, которая о самых-самых книгах говорит как о сортах мороженого).
Собственно, как пишут латиноамериканцы, мне нравится давно. Подкупает уже то, что не смотря на все временные изломы в тексте, на все попытки мистифицировать читателя, тексты всегда (и в данном случае, в частности) максимально реалистичны. Вишенкой на тортике можно считать и плотность текста - здесь нет воды, каждое слово, каждое предложение работает на авторский замысел. Это как раз тот случай, когда форма полностью соответствует содержанию.
В чистом виде перед нами детектив - полицейские ищут троих бесследно пропавших с рудника в горах и того, кто виноват в их смерти, если таковая имела место.
Текст достаточно сложен, поскольку Льоса не делает никаких ремарок - кто в данный момент ведет рассказ. Иногда приходится даже возвращаться на фразу или абзац вверх, чтобы вернуть себе четкость - кто, что и о чем рассказывает в данный конкретный момент текста: воспоминания Томасино я читаю или со мной говорит Литума, или автор описывает природу или верования древних жителей Анд.
Насколько я поняла, разночтения вызывает сам термин "магический реализм". Википедия, чтоб было понятно даже филологам, видимо, решает пойти простейшим путем и пишет какую-то невообразимую чушь: "это художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира". Чисто гуманитарный подход и ни грамма логики - если реальность есть, то какие магические элементы, а если магические элементы, то какая реальность, кроме параллельной?
Видимо этими же "критериями" пользовались и составители подборки здесь, на livelib-е. Да, я видела мнение, что и гофмановский "Кот Мурр" - магический реализм.
Литературный процесс, между тем, линеен. Он не всегда по времени совпадает со своим историческим аналогом, но периоды в нем до концы 19-го века строго хронологичны. Для нас, людей постсоветского пространства, воспитанных на графоманских экзерсисах Толстого и псевдопсихологизме Достоевского, магреализм, насколько я вижу по окружающим, достаточно сложен в восприятии. Да, латиноамериканцы пишут очень специфично. Когда я пришла на экзамент по зарубежке взахлеб рассказывая, как крут Астуриас и его "Сеньор Президент" , моя однокурсница сказала, что ни черта в книге не поняла, что это гадость, а вот "Швейк" - вершина всей литературы.
Собственно в этом и прелесть литературы - каждый читатель найдет свою книгу. Ту, которая ближе, интереснее, созвучнее.
Но недооценивать латиноамеринцев нельзя. И если вы еще не нашли своего автора в их когорте - пробуйте. Они слишком классно пишут, чтобы не получать новых и новых поклонников.

Книга прочитана в рамках игры Долгая прогулка