Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

29 июня 2016 г. 00:55

343

4 Возвращение к началу

Ну вот и все, закончилась история Девочки-вороны. Взгрустнулось. По многим поводам сразу. Концовка вышла, на мой взгляд, нехорошей – во всех смыслах этого слова, – но эмоционально тяжелой, этого не отнять.

Продолжается расследование о зверски убитых и забальзамированных детях, идет своей кровавой дорогой Мадлен, Жаннет Чильберг сбивается с ног в поисках преступников и неуловимого, словно бы и несуществующего Вигго Дюрера. София пытается понять Викторию и себя, старается достучаться до прошлого и разложить его по полочкам – это необходимо, чтобы примириться с собой и посмотреть правде в глаза. Ведь никто не знает, какая она на самом деле, эта правда. Если человек болен – а он болен, и болен тяжело, – его воспоминания могут оказаться ложными.

Если говорить начистоту, я накинула книге одну звездочку. Потому что рассматривать ее в отрыве от первых двух романов невозможно, а как продолжение она вполне достойна: все линии доводятся до конца, все нужные объяснения получены, выведен закономерный итог. Но, с другой стороны, как-то странно оно все обернулось. Полицейские вдруг, как выясняется, обладают слабой психикой и разве что инфаркт не получают от просмотра детской порнографии и даже просто от сообщений, что такие-то трагедии имели место быть (хотя в прошлых книгах говорили о подобных вещах вполне профессионально, и если Жаннет можно простить в связи с семейными стрессами, то Хуртиг…); зачем-то развилась линия Иво Андрича; почему-то потянулись линии на Украину, в далекое прошлое, чтобы дать роману еще один, совершенно не нужный ему надрыв.

Огорчила Виктория Бергман. Не она сама, то есть, а ее история. В первом романе она держит нас в напряжении и страхе, во втором – подобна зыбкому отражению в озере, в третьем… Мне показалось, что, по задумке авторов, читатель должен вместе с Софией испытать облегчение. Но у меня его не было. Только расстройство от того, что многие линии рассеялись, как дым, и все снова оказалось не таким, каким долго и кропотливо выстраивалось. Кроме того, отделилась как-то Виктория от основного хода повествования, а ведь, по идее, дело-то должно всегда оставаться главным образом в ней.

Да и, в общем, все остальные события выписаны столь драматично и тяжело, что реальность как-то незаметно утратилась. Создалось впечатление, что авторы решили добить свое творение, вкинув туда все-все ужасное, что можно наскрести в реальной истории (педофилия, сектантство, Бабий Яр, Чикатило, каннибализм, щепотка изврата прямиком со стола Бэнкса и пр.), и это сюжету, начатому с Виктории и законченному ей же, пользы не принесло. Все разрослось до крупных масштабов, утратило вероятность происходящего, вызвало недоверие, ну и, наконец, пессимизм Сунда убил напрочь. Чем закончилась история? Да ничем! Все плохо! И Виктории плохо, даже если кажется, что хорошо.

Хотя справедливости ради нужно заметить, что при желании как раз из третьей части можно вывести глубокую философию, в частности, если сравнить пути Вигго и Виктории. Мадлен тоже хорошо уложилась бы в эту схему, и тогда все части жизненной мозаики уж точно встали бы на свои места. Только вот заниматься этим мне не хочется – слишком непохож такой замысловатый ход на то, что было предоставлено нам в первых двух книгах.

Короче, от третьей части и от того, как все разрулили, я не в восторге. Но трилогию в целом оцениваю на твердую четверку – очень интересная вещь.