Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 июня 2016 г. 19:45

4K

5

Отличная книга, как и другие у Хорни. Особенно позабавило описание невротического чувства вины - так напомнило весьма распространенный христианский настрой!

Подлинное раскаяние или стыд – болезненные чувства, а обнаруживать эти чувства перед кем-либо – еще более болезненно. На самом деле невротичный человек более других людей будет воздерживаться от этого из-за страха неодобрения. Однако то, что мы назвали чувством вины, он выражает очень охотно.
... упреки в свой адрес не обязательно выражают подлинное чувство вины, является тот факт, что бессознательно сам невротик отнюдь не убежден, что является недостойным или ничтожным человеком. Даже когда он выглядит подавленным чувством вины, он может прийти в крайнее негодование, если другие станут всерьез принимать его самообвинения.
... Самообвинения не только защищают от страха неодобрения, но также способствуют определенному успокоению. Даже когда к этому не причастен ни один человек извне, самообвинения через увеличение самоуважения приводят невротика к успокоению, ибо они подразумевают укор себя за те недостатки, на которые другие смотрят сквозь пальцы, и таким образом заставляют считать себя действительно замечательным человеком. Кроме того, они дают невротику облегчение, потому что редко затрагивают реальную причину его недовольства собой и поэтому фактически оставляют потайную дверь открытой для его веры в то, что он не так уж и плох.

Сразу вспомнилась история про монаха, который любил говорить о себе "я грешный", а когда кто-то ему сказал "знаю, что ты грешный", он сразу вскинулся: "как?! разве ты что-нибудь обо мне слышал?" ))

Оно [самообвинение] выполняет еще одну функцию: самообвинения не позволяют невротику увидеть необходимость изменений и в действительности служат заместителем таких изменений. Произвести какие-либо изменения сложившейся личности крайне трудно для любого человека. Но для невротика эта задача трудна вдвойне – не только потому, что ему гораздо сложнее осознать необходимость изменения, но также потому, что очень многие из его отношений порождены тревожностью. Вследствие этого он смертельно напуган перспективой изменения и прячется от осознания необходимости этого. Один из способов увиливания от такого знания связан с тайной верой в то, что посредством самообвинения он сможет «вернуться». Этот процесс можно часто наблюдать в повседневной жизни. Если человек сожалеет о том, что сделал или не смог чего-то сделать, и поэтому хочет восполнить это или изменить свое отношение, из-за которого так получилось, он не будет погружаться в чувство вины. Если все-таки это происходит, то указывает на его уход от трудной задачи изменения себя. В самом деле, много проще заниматься раскаянием, чем самоизменением.

Вот это то, о чем я уже давно думаю, и что именно производит современная практика исповеди: постоянное "раскаяние", но никакого реального самоизменения - годами люди ходят на исповедь, повторяя одни и те же грехи, и думают, что они якобы каются, а что исправления нет, так это потому, что они "грешные и немощные", конечно же, а не почему-то еще.

В общем, познавательная книжка :)

Комментарии


Точно описали. Раскаяние есть, а настоящего покаяния как метанойи нет.