Больше рецензий

Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

28 июня 2016 г. 17:48

2K

5

«Но неужели не все равно, сон или нет, если сон этот возвестил мне Истину?»
Ф.М. Достоевский «Сон смешного человека»


Невероятно ёмкая проза, маленький рассказ-притча на нескольких страницах, и вдруг - настоящий парад идей от экзистенциализма и психоанализа до христианства и буддизма.

Читатель встречает человека, которому ни много ни мало известна Истина, при том, что все окружающие считают этого человека сумасшедшим.

Ох как тяжело одному знать истину!


О скольких десятках таких я уже читала?, - подумала я, и могла бы так и не отложить книгу, если бы не рекомендация уважаемого laonov . И это было бы огромной ошибкой.

Итак, продолжаем знакомство с героем, типичным «достоевским» персонажем – маленьким, смешным, униженным и, вместе с тем, переполненным гордыней и какой-то большой нелюбовью – и к себе, с детства, и, как следствие, к людям, которые смеются. Но вскоре он освобождается от своего страха быть осмеянным и от своей униженности и гордыни. Герою становится все равно. И это не «все равно, я вас выше и лучше», а убеждение глобальное.

… в душе моей нарастала страшная тоска по одному обстоятельству, которое было уже бесконечно выше всего меня: именно — это было постигшее меня одно убеждение в том, что на свете везде все равно.


Падение на дно океана отчаяния и нахождение своеобразного успокоения в самой низкой точке. Можно это назвать стабильностью - ниже падать некуда, всеравнее уже не будет. Чаще всего от такого «всеравнизма» могут «вылечить» люди, но тут герой уже дошел до такой степени отчуждения, что уже не может приблизиться к другим на нужное расстояние. Да и в лекари нет охотников. Ощущение, что все равно всем.

И уже готово решение лишить себя жизни, ведь все равно же, но… Всегда бывает какое-то «но». Известно, что даже глубоко депрессивному человеку для самоубийства нужен энергетический «приход». Чтобы стало не так все равно. И вот уже звездочка мелькнула, подсказывая: «сегодня», а дома уже ждет услужливый револьвер.

Вот только девочка на улице… Что же это за девочка? Мало ли их, таких, по улицам бегает? Не все ли равно?

А если это Анима, душа? Маленькая, жалкая, одинокая. Иначе, отчего бы именно ей не давать покоя человеку перед последним в жизни выбором?

Удивительно, как обманчиво простой и короткий текст заставляет прочувствовать, как законы, по которым живет сознание отступают. Вот, сидит человек в кресле, самоубийство – дело уже решенное, сознанию, рассудку всё равно. Ну ладно, почти все равно. Герой засыпает. И начинают действовать другие законы.

Сны, кажется, стремит не рассудок, а желание, не голова, а сердце, а между тем какие хитрейшие вещи проделывал иногда мой рассудок во сне!


В совсем не смешном сне смешной человек встретился с тем, что он сознанием отвергал на протяжении всей жизни, да и сама жизнь, казалось бы, отрицала это как невозможное. Наверное, это был голос души, той самой, отвергаемой и потерянной. Герой увидел Землю и людей такими, какими они могли бы быть, живущими так, как не мог представить его рассудок, это можно было лишь прочувствовать и воспринять всем существом как важнейший и преобразующий опыт.

Можно назвать это Раем – мир, наполненный любовью и гармонией, где люди естественным образом ощущают свою самость. Они не отчуждены ни от себя самих и своих потребностей, ни от других людей, ни от природы. И это не Утопия. А всего лишь общество, быть может, несколько более идеальное, чем описываемые Клодом Леви-Строссом традиционные общества народов, котором чужды идеи прогресса, живущие в гармонии с миропорядком. Это ни в коем случае не какое-либо «разумное» устройство общественной жизни. Здесь царит нечто большее, чем разум. Это Целостность.

Но я скоро понял, что знание их восполнялось и питалось иными проникновениями, чем у нас на земле, и что стремления их были тоже совсем иные.



…они как бы чем-то соприкасались с небесными звездами, не мыслию только, а каким-то живым путем


Но и прекраснейшие сны не длятся вечно. Герой – человек, носитель первородного греха, а любой Рай всегда мыслился человеком как Рай потерянный. И стоит допустить в царство гармонии хотя бы тень греховной мысли, как начинает исчезать всё, что успел полюбить герой. А потом уже никакие прекрасные идеи не могли спасти этот мир.

Когда они стали злы, то начали говорить о братстве и гуманности и поняли эти идеи. Когда они стали преступны, то изобрели справедливость и предписали себе целые кодексы, чтоб сохранить ее, а для обеспечения кодексов поставили гильотину.


И вот уже и на той Земле жизнь почти такая же, как и на этой. Так что же изменилось? К чему был весь этот сон?

Человек пробудился для жизни.

О, теперь жизни и жизни!


Смешной человек принял и полюбил себя таким, как есть. Ну и что, что люди смеются?

Кроме того — люблю всех, которые надо мной смеются, больше всех остальных.



Главное — люби других как себя, вот что главное, и это все, больше ровно ничего не надо: тотчас найдешь как устроиться.


Так бывает, если человек увидел свой путь, дорогу проповеди и разделения своей истины с другими. И как завершающий аккорд звучат прекрасные слова о воссоединении человека с Душой:

А ту маленькую девочку я отыскал… И пойду! И пойду!

Благодарю laonov за чудесный совет!

Ветка комментариев


Мне кажется, что вера - это нечто предельно личное и очень связанное с индивидуальной психоэмоциональной жизнью, а религия - это уже общественное явление. Даже если нет жесткой структуры, церкви и пр.

Тут действуют силы иного порядка.


Мне тоже показалось неясным, как это у героя получилось с учетом того, что по его ощущениям он всех любил и не был на той Земле способен на злость, зависть и пр. Или это отголоски его "мании величия", что типа он один, смешной маленький человек смог развратить всё человечество?


Тут важен вопрос, как это все происходит на практике у верующих, а я, например, слишком много тут не знаю - да почти ничего конкретного. Поэтому трудно делать логические выводы - мало фактов:) Главный вопрос, который тогда напрашивается: насколько возможен такой вот «индивидуальный верующий»? Мне то кажется, что едва ли возможен. Верующий он или христианин, или буддист, или еще кто. При этом быть христианином значит быть воцерковленным, попытки проповедовать Христа индивидуально превращаются в маргинальный жест, который так и остается маргинальным. В «лучшем случае», как у Толстого. Правда и Толстой не был «индивидуальным верующим», а создал какую-то секту, ну или течение в рамках христианства, все равно получается «дело общественное» (опять-таки отталкиваюсь от довольно поверхностного знакомства с толстовством). А как быть «индивидуальному верующему» не с таким громким, как у Толстого, именем? По-моему, никак. В этом смысле как раз и интересна проповедь смешного человека – как то она у него пойдет и куда приведет. Хотя и для него вера уже дело общественное. Как ни верь, а по-моему вера превращается в религию как общественное дело.

По поводу «разврата»: если бы смешной человек мог их развратить, он сделал бы это сразу (как носитель бациллы цивилизации), такие общества не могут сосуществовать с цивилизацией, при соприкосновении они сразу разрушаются. Но смешной человек никакого такого мгновенного воздействия не оказал. Остается предположить, что куда более вероятно «самоцивилизование» общества в ходе исторического процесса – благо во сне и столетия пролетят – не заметишь. Впрочем, хотя бы в своем собственном сне каждый человек имеет право переоценить свое значение для всего происходящего вокруг:)


насколько возможен такой вот «индивидуальный верующий»?

ИМХО, мы просто об этом не узнаем. Верит себе человек и верит, но не проповедует, не агитирует никого, это вообще не становится общественным делом, а остается делом личным. Но, да, если оцекнивать как проявление религиозного чувства, то он как бы поолучается маргиналом, ибо не признан другими людьми.

интересна проповедь смешного человека – как то она у него пойдет и куда приведет.


В сумасшедший дом она его приведет, зуб даю.)

По поводу "разврата" я с тобой согласна, разве что неизвестную реакцию какую-то можно ещё предположить, которая возникает при погружении "греховного" человека в Рай.

хотя бы в своем собственном сне каждый человек имеет право переоценить свое значение для всего происходящего вокруг:)


Если бы...


Ну да, его уже сумасшедшим и называют, пока что с улыбкой, может благодаря своим личным качествам, он и сможет проповедовать так, чтобы его только с улыбкой отправляли в сумасшедший дом, а не взаправду:)


Вот так только подумаешь найти у ФМ оптимистичную и светлую вещь, так все равно до сумасшествия договоришься.)