Больше рецензий

JewelJul

Эксперт

Books & yoga & singing jazz

25 июня 2016 г. 19:43

8K

4 Бремя страстей человеческих

Люди - какие мы слабые. Противные трусливые людишки, раздираемые на тысячи маленьких ошметков противоречиями, желаниями, страстями, влечениями, чувством долга, чем-то таким непонятным, называемым любовью, навязанными правилами, высокоморальной жестокостью, а желают всего лишь быть выслушанными и понятыми. Если можно, быть любимыми. А если очень повезет - любить самим. Я уж не говорю про взаимность и баланс. Что это вообще?

Драйзер смотрит на копошащихся в собственных чувствах людей, запутавшихся в этих чувствах, в отношениях, в мыслях, и объясняет малейшее движение души и тела. Препарирует, раскладывает на части, а потом собирает вновь, чтобы было понятно нам, так что у главного героя нет ни малейшего шанса укрыться от Всевидящего Ока автора. И ладно бы все авторы так понимали своих персонажей, нет, такое понимание свойственно далеко не каждому писателю (на мой несовершенный взгляд оно присуще Фаулзу, Толстому, Достоевскому, больше навскидку и не припомню, может быть, Моэму). Возможно, это Всевидящее Око зрит даже слишком много, или нет. Не так. Зрит-то оно пусть зрит, но вот Всеболтающим Пальцам писателя лучше было бы немного информации скрыть, оставить Несовершенному Сознанию читателя немного подумать самому над причинами поступков героев. Вот он слегка маленький крошечный минус этой книги. Драйзер не оставляет для разгадки абсолютно ничего. Он пишет всеобъемлющую картину, огромное полотно, наполненное крошечными деталями, здесь уголок губы приспущен, тут слышен легкий вздох, куда ни присмотрись - везде легкая эмоция и ее объяснение, складывающееся в женщину. А я хочу сама сложить. Но это так, это субъективно.

Эта книга не понравится тем, кто любит сопереживать главным героям, и хочет читать про Мери Сью. Главный герой не Мери Сью совсем. Он слабоволен, труслив, легко поддается чужому влиянию, короче, обычный человек. Правда, он же и весьма проницателен к чужим эмоциям, слегка эмпат, но толку от его знаний ноль. Влюбить в себя девушку - легко, разлюбить самому - еще проще, но что с ней делать потом? Выдумать какой-то план, стратегию поведения с людьми не может, он ведется на свои сексуальные желания как мухи на ... сладкое, и не хочет делать с ними ничего. Контроль над собой? Не, не слышал.

О сюжете? А оно вообще нужно? "Американская трагедия" - это такое своеобразное американское "Преступление и наказание". Первая часть повествует о незадачливом детстве и юности Клайда Гриффитса, сына религиозных миссионеров, проживающих в чрезвычайной бедности. Здесь Клайд уже слаб и уже трус (сбежал с места преступления, хоть и был не виноват), и здесь же зарождается его мощное желание выбиться в люди, стать Американской мечтой. Во второй части Клайда приглашает поработать на себя его дядюшка Скрудж, то есть его богатый дядя-предприниматель, и Клайд с радостью соглашается, правда, работать ему приходится в самых непрестижных отделах и цехах фабрики по производству воротничков (и на воротничках делали состояние?) И там же на фабрике Клайду рвет шаблон. Кто я? Тварь дрожащая или право имею? Я родственник богачей или низкооплачиваемый служащий? С кем мне водить дружбу? Как себя вести? Как вести себя, я спрашиваю? Его непреодолимо тащит в высшее общество, ведь вроде вот оно, протяни руку, по происхождению ведь ты уже там, в манящем мире бесконечных прогулок на яхте и вечеринок у бассейнов. Но это все карточный домик иллюзий, ибо Клайд, ты беден аки церковная мышь, и эти твои иллюзии вгоняют в гроб сначала девушку, которую угораздило в тебя влюбиться, а затем и самого тебя.

Но ведь не иллюзии убили Роберту? Это Клайд ее убил? Или он не виноват, и это все несчастный случай. Можно ли обвинять человека за намерение? Или нужен свершившийся факт? Я полностью понимаю присяжных этого суда, в правду Клайда невозможно поверить. Но, черт подери, глазами Драйзера мы видим намного, намного больше, чем эти присяжные, и вот тут уже нет четких рамок и правил. Многие, наверное, согласятся, с вердиктом суда. А я (вся такая в белом пальто) не могу винить Клайда в том, что он просто человек. Он хотел совершить, но не совершил. Или совершил, но непредумышленно. Он понес слишком страшное наказание за свою трусость и нерешительность. И вообще, почему никто не обвиняет Роберту? Она ведь тоже участник, it takes two to tango. Она тоже оказалась слабой. Ну ладно, повелась она на смазливое личико да пылкие страсти. Но ведь уже скоро она увидела, какой он, зачем она ему продолжала верить, когда уже не не верить нельзя было? Ну дура же. Но и тут Драйзер смягчает. Ну, любит она его. Любит такого слабого. И это объяснение я принимаю.

Совершенно невозможный писатель. Девушка умерла, парень на электрическом стуле, другая девушка - опорочена, хотя с деньгами ее папаши это пофиг, целая Американская трагедия случилась, а найти виновного не получается. Природа человеческая, на нее валить?

Игра в классики

1 2

Комментарии


Ну сдружились вы смотрю с Драйзером))


Ты там хихикаешь надо мной что-ли
Мы с ним ваще кореша теперь :)


Чей-то ? Я радуюсь вашей гармонии))


Разжевывает он слишком :)


Он въедливый просто))


Угу. Ну, еще там по мелочи придирки были. Вроде как у каждой второй женщины влажные темные глаза, да обязательно кто во что одет, но это так)


Точно! Но, между тем, в самую суть проблемы не ведёт.Что я имею ввиду? В Америке идёт настоящая война между мужчинами и женщинами. Даже если отбросить все классовые, статусные, материальные обстоятельства данной конкретной истории, под ними прячется самая болезненная из реалий американской жизни. их мужчины и женщины несчастливы вместе. Практически всегда. И этому есть вполне конкретные, подлежащие анализу и осмыслению причины. Вот об этом Драйзер не говорит, но название произведение подразумевает, что он о них знает. Не личная трагедия, не история конкретных людей, а Американская трагедия. И она настолько сложна, что я об этом вот уже лет десять размышляю после нескольких лет жизни в Америке.
А за рецензию огромное спасибо.
Татьяна Григорьевна Мануковская


Мне "Американская трагедия" понравилась, хотя Драйзер чересчур многословен, и в самом начале роман может показаться слишком затянутым. Но, дочитав книгу, я наверно целую неделю думала о судьбе Клайда, виноват или нет


Мне тоже показалось, что чересчур дотошный он (или многословный).

целую неделю думала о судьбе Клайда, виноват или нет

Определилась?


Если честно, до сих пор точно определиться не могу. Уж очень сложная ситуация.


Может, и нет четкого ответа.


Драйзер масштабен, но иногда его слишком много


Я других произведений не читала, так что не могу подискутировать. В этой книге он оооочень обширен )


Но всё впереди:)


Надеюсь, да )


целая Американская трагедия случилась, а найти виновного не получается. Природа человеческая, на нее валить?

А мне кажется, так и есть. Не бывает одного виноватого чаще всего. Все приложили ручку.


Ну вот такое мнение, оно редко встречается. Чаще все-таки ищут "Кто виноват". А тут не получается.


Чаще все-таки ищут "Кто виноват"

Просто это проще всего : найти виноватого и на него всё свалить. Поэтому и идут по пути наименьшего сопротивления. ))


Ну да, никто не ищет сложных путей )


<складывающееся в жнещину> - арфагрофичиская ашипка. или апичатка?


Вы не редактором работаете, сударь? Сейчас исправлю, спасибо.


Не ридактаром. Учителем рускава езыка! Хорошая рецензия, Драйзера не читал, а хочется, но все время забывают о нем. Неуловимый Драйзнер. Драйзнит и драйзнит.


Ну так, может, он неуловимый, как Джо? В смысле нафиг тебе не нужен? :))


Думаю нужен. Нет, точно нужен. Наверняка.


Ну тогда буду ждать, надеяться и верить )


Американская классика. М-ммм обожаю.


Подписываюсь. Чего б еще из нее почитать )


Я это написал с долей юмора, но я действительно читал Стейнбека, Фолкнера, Шоу, Уайлдера, Рота, Уоррена - good, Хемингуэй - беее. Это же классики?


Да. Классики.
Что за Уоррен?
Стейнбек - не мой автор совсем.
Фолкнер - мало читала, но Шум и ярость - это было очень круто.


Роберт Пенн Уоррен - "Вся королевская рать" и др. "Приключения Оги Марча" Сола Беллоу читала? Тоже классная книга.


Нет, ничего не читала :(
Помедленнее, я записываю :)


Ну "Вся кор рать" зашла на пять с плюсом, а "Оги Марч" на твердую четверочку.


Ридактар плахова ни пасаветовает. Точка.


а найти виновного не получается. Природа человеческая, на нее валить?

в том-то и реализм Драйзера - он не ставит перед читателем дилемм, просто рассказывая чью-то историю


Ну так, а определить свое отношение к истории, к героям, не надо разве? Прочитать и забыть?


описанная Драйзером история реальная, поэтому хорошо, когда писатель не навязывает собственного мнения о произошедшем


По-моему, он как раз всю книгу только этим и занимается, свое видение показывает.


А я еще не читала...)


Попробуй )) Герой там - ну очень непричесанный, слабый. Правда, может стать скучновато, что автор так все дотошно рассказывает (мне местами было)


даа, давно в планах))Обязательно) Дотошность, да, может меня доконать)), но это не самое страшное)))), главное, что есть, чему заинтересовать)), судя по твоей рецензии.


Да, ситуация там очень интересная получилась. Нет правых, нет виноватых. Обсудить прям хочется.


Приятно почитать, что есть человек, который судит не так однозначно. В большинстве рецензий народ готов закидать Клайда камнями посмертно. Может видят в нем свое неприглядное отражение?...


Может. А может, заморачиваться и думать не хочется, вроде как на поверхности все.


Я когда читала,очень сочувствовала Клайду. То ли оттого,что он главный герой,невольно сочувствуешь ему и не хочешь,чтобы он угодил на электрический стул. От "Преступления и наказания" "Американская трагедия"отличается тем,что в первом было абсолютное и полное раскаяние,а во втором герой так и не понял,виновен ли он. Все его мысли были подчинены думам о своем положении, но не было горьких размышлений о несчастной Роберте,ее же еще и обвинял в случившемся. А об их ребенке вообще ни слова!


Точно-точно когда-нибудь доберусь)


один из самых любимых писателей и одно из самых любимых его произведений... я согласна, это действительно "Преступление и наказание")


Спасибо за внимание )

1 2