Больше рецензий

24 июня 2016 г. 19:43

252

4

Документальный роман-исследование.
Любителей литературы/живописи часто интересует судьба героев книг или полотен: чем занимались, были ли счастливы, как встретили старость и завершили земной путь. Надежды художника порой не совпадают с суровой реальностью.
Ивонна и Кристина Лероль за роялем

Двух юных девушек, увлеченных музыкой, после счастливого и светлого детства ожидает тяжелая жизнь, исполненная горестей, скандалов и переживаний.
Через биографии Ивонны и Кристины Лероль автор рисует картину быта двух семей, близких со "звездами" своего века: Ренуаром, Дега (именно его картины расположены за спинами сестер), Мане, Моризо, Дюбесси, Шоссоном, Малларме, Жидом и многими другими. Анри Лероль и Анри Руар - серьезные буржуа и художники в одном лице, ценящие и поддерживающие чужой талант и скромно оценивающие собственный дар. Оба покровительствовали импрессионистам, покупая их работы, в то время, когда критика освистывала новаторов. Клан Лероль-Руар и примкнувшие к ним семейства придерживались католического мировоззрения, снисходительно посматривая на шалости богемных приятелей, но твердо следуя принципам строгой буржуазной морали.

Напрасно звучат обвинения в адрес Дега, сведшего Ивонну и Кристину с братьями Руар. Лероли и Руары поддерживали тесное общение. С точки зрения социальной среды пары выглядили удачными: обеспеченные семьи, объединенные страстным преклонением перед Искусством и коллекционированием, те и другие - благочестивые прихожане. Только амбивалентный характер Эжена и Луи Руара не брался в расчет. Эти молодцы могли испортить жизнь кому угодно. Эжен, подвизавшийся в юности на литературной стезе, занялся сельским хозяйством и перевез жену в глухую провинцию. Эжен, разделявший со своим близким другом Андре Жидом сексуальные предпочтения, пытался скрыть свои вкусы от жены и злился на нее за свою неудовлетворенность. Луи играл на публики роль отца семейства, но нередко отправлялся в путешествия в компании хорошеньких женщин, заставляя Кристину страдать от ревности:

Двум искателям наслаждений брак нужен потому, что он дает им определенный социальный статус, но не мешает искать удовольствия на стороне, одному – в компании юношей, другому – женщин. Вряд ли им приходит в голову мысль о том, что своих жен надо стараться делать счастливыми…


Доминик Бона без оголтелого феминизма находит глубинные корни семейного неблагополучия. Буржуазно-католические нравы отводили девушкам из хороших семей, даже наделенных творческой жилкой, одно единственное место - жены и матери. Либеральные круги идут на послабление и заменяют в известной триаде "кухню" на "светскую гостиную". Женщина должна служить образцом христианской добродетельности и жертвенности, быть готовой терпеть побои, унижения, многочисленные беременности, ослабляющие здоровье, ведь браки заключаются на небесах и не во власти человека их разбить.

Тетушка сестер Лероль, Мари Фонтень, решилась уйти к любовнику от скучного трудоголика-мужа, за что подверглась обструкции со стороны своего окружения. Двери домов сестер и родной матери закрылись для нее навсегда, никого не волнует, что во втором браке она обрела любящего супруга. Дурной пример для племянниц!

После смерти глав семей роскошное собрание живописи разлетелось по миру, осев в частных собраниях и музеях. Распродажа коллекции Анри Руара стала сенсацией, повысившей статус импрессионистов в художественном мире. "Репетиция танца" Дега продана за 100 тыс. франков, "Утренняя прогулка" Ренуара - 95 тыс. франков, "Танцовщицы у балетного станка" Дега поставили рекорд в 435 тыс. франков (Руар купил ее за 500 франков).

Уважение вызывает дотошное исследование биографий действующих лиц, в приложении содержатся краткие биографические данные, генеалогические древа Леролей и Руаров.