Больше рецензий

blackeyed

Эксперт

бесплатная экспертиза без регистрации и смс

24 июня 2016 г. 15:29

1K

5 "Арка" Ремарка

Ничего не меняется: сборная России не умеет играть в футбол, Путин презик, а Ремарк всё так же пишет про войну, любовь и бухло. Ремарк как старый знакомый - всегда знаешь, что от него ожидать; идёшь к нему, зная, что гарантированно получишь много диалогов, лёгкую патетику и грустинку. Вот уже четвёртую книгу (я прежде читал "На Западном фронте без перемен", "Три товарища" и "Ночь в Лиссабоне") у Ремарка повторяются те же элементы и сюжетные ходы:
- война/околовойна;
- алкоголь/выпивание; (Почему у него пьют каждые 2-3 страницы текста? Текст "Арки" вовсе, кажется, пропах алкоголем - в ликёро-водочном не найти столько разновидностей и сортов! Наверное, герои Ремарка алкоголем пытаются заглушить свой страх перед лицом эпохи (см. пункт выше). Неопределённое будущее или горькое прошлое. Выпил - и на полдня стало легче.) ↵ это не смайлик, а закрытая скобка; я не поддерживаю выпивох
- трагическая любовь со смертью женщины в конце ("Три товарища", "Ночь", "Арка"); (Почему у него красотке суждено умереть? Это тоже касается первого пункта. В эпоху, когда мир сошёл с ума, и когда миллионы людей гибнут ни за что, ни про что, смерть двух-трёх красивых женщин в самом расцвете не является чем-то из ряда вон выходящим.) ↵ и гибель женщин мне тоже не по нутру
- преследование гестаповцами/эмигранты ("Ночь" и "Арка");
- проститутки ("Три товарища", "Арка");
- дружба (Три товарища", "Арка").

Развернём тему любви (на ваш взгляд, какова ключевая тема романа: любовь, война, смерть или, может, нечто иное?).

...любовь – не зеркальный пруд, в который можно вечно глядеться. У нее есть приливы и отливы. И обломки кораблей, потерпевших крушение, и затонувшие города, и осьминоги, и бури, и ящики с золотом, и жемчужины...

По Ремарку, счастью в любви не бывать. Любая любовь обречена. И опять таки, виной тому пред- (после-) военное время. Мир в слишком большой агонии, чтобы находить время для любовных утех. Равика в первую очередь заботит мучительное прошлое (Хааке), неустойчивое настоящее (сидение на чемоданах, опаска) и размытое будущее (депортация/концентрационный лагерь), а не любовное вечное (Жоан). Понравился образ бесплодной пациентки, которой вырезали матку - вот она, красивая, великолепная, молодая, но она уже мертва, ибо не сможет родить. Так и любовь во всех ремарковских романах: какой бы сильной и трепетной она ни была, волею случая или по вине ирода диктатора=хирурга, полоснувшего ножом=залпами по нежной плоти, ей суждено умереть.
Что лучше: год любви, но затем смерть, или жить без любви как ни в чём ни бывало? С позиции Равика: не встреть он Жоан, он прожил бы этот год, как жил в Париже предыдущие два. Но! Он бы наверняка уцелел, ведь после смерти Жоан у него опустились руки, наступила апатия (неудивительно: любимая сгинула, война наступила), а живи он как жил, он бы мог скрыться от облавы и бежать в другую страну. С позиции Жоан: Равик подарил ей своей любовью год жизни, иначе бы она умерла ещё раньше, после "ухода" Рачинского.
Считаю любовь Равика и Жоан самой на есть настоящей, ради которой можно прожить год - а потом хоть потоп! Но, но, но, но... Многое смущает. Была ли это любовь такой, когда не можешь жить без другого? Когда мир рушится без? Для Жоан да (хотя, с оговорками: её метания от одного к другому - желание усидеть на двух стульях), а для Равика она стала такой лишь после потери Жоан. Она бы без него погибла, а он всячески пытался от неё отделаться.
Эта любовь к тому же наполовину состояла из людских приличий. Говорят, мол, когда спасаешь чью-то жизнь, то берёшь на себя ответственность за этого человека. Равик не мог бросить Жоан на произвол судьбы. Потому он как бы был "обязан" заботиться о ней, что вылилось в большое чувство. Она: после такой помощи "обязана" была поблагодарить его, что тоже вылилось в любовь. А когда все "обязанности" были исполнены, в сухом остатке осталось много недопонимания и нестыковок.
Только по тому, что я употребил слово "любовь" уже 17 раз (опупеть!), вы могли понять: на мой вкус, это главная тема романа. А по вариациям умереть/сгинуть/погибнуть понятно, что смерть нависла над тем книжным Парижем и всей Европой, как чёрная грозовая туча.

Из 4 прочитанных ремарковских книг не могу выделить фаворита. Все хороши по-своему, хоть и похожи. В этом и класс - знаешь, что Э.М.Р. тебя не разочарует. Я пока в основном ориентировался на самые популярные в читательских кругах романы. А вот какую ремарковскую вещь я куплю следующей - тут вы можете подсказать ;)
Ну а пока, я прохожу под Аркой и выхожу на новое открытое пространство, где ещё обязательно наткнусь на циников-полуалкоголиков и обворожительных обречённых женщин. Зайду в ближайшее местечко, заряжусь парой рюмок кальвадоса - и в путь!

Комментарии


Для меня самая любимая книга у Ремарка "Возлюби ближнего своего"


Принято. А почему, сможешь сказать без спойлера?)


Без спойлера сложно) От нее нет чувства безысходности. Светлая книга


... и конец, оставляющий надежду на дальнейшую жизнь.

"- Человек - это чудо, Рут! Правда?
Девушка рассмеялась"

В 20 лет самой любимой была "Триумфальная арка", теперь "Возлюби ближнего своего", в ней есть светлая надежда будущего.


Присоединяюсь к рекомендации Karyf "Возлюби ближнего своего". Очень сильное впечатление было.


Присоединяюсь к вышесказанному. Ещё могу посоветовать "Возвращение", чтобы завершить своеобразную трилогию "На западном...", "Возвращение", "Три товарища".


Не знал о существовании трилогии. "Возвращение" посерёдке?
Я, наверное, уже забыл содержание, ибо читал "На западном фронте" года 4 назад... Разве эта книга имеет связь с "Тремя товарищами"?


Ну, это такая негласная трилогия. Но если сложить пазл, то она очень даже чётко вырисовывается по смыслу.
Да.
В первой книге читатель видит войну и проч.
Во второй книге повествование ведётся о героях, которые только-только вернулись с этой самой войны и учатся жить после... Даже некоторые герои из "На западном..." упоминаются.
Ну и в заключение "Три товарища". Когда уже прошло некоторое время после войны и герои уже приспособились к послевоенной жизни...
На примере разных героев можно запросто углядеть историю каждого молодого парнишки, прошедшего Великую войну.


Что ж, очень заманчивое описание... "Возвращение", пожалуй, пока что вырвалось немного вперёд в забеге на попадание в мои руки. Но "Искра жизни" и "Время жить и время умирать" недалеко ушли.


А я хочу посоветовать "Искру жизни", мне кажется, эта книга очень даже отличается от характеристик, представленных вами выше. меня эта книга увлекла даже больше, чем "Триумфальная арка" и "Ночь в Лиссабоне", честно, не знаю, почему, просто хочется читать, читать, читать, не отрываясь. Советую вам, чтобы вы взглянули на другого Ремарка)


Мне пока действительно сложно представить, что существует "другой" Ремарк, т.к. все книги Ремарка похожи. Если захочется старого-проверенного, возьму "Возвращение" или "Возлюби ближнего своего", может быть. А если захочется разнообразия, куплю "Искру жизни")


действительно повтряется. и все у него как-то болезненно .. и любовь -война


Любовь и война у него переплетены в что-то общее, неразрывное: люйна или войновь.


вот и диагноз)


Ооо, как же я с Вами согласна!) Прочитав не один роман у герра Ремарка, тоже пришла к выводу, что все они сделаны практически по одному шаблону :)
Запоем читать работы Эриха Марии не стоит наверняка, а не то сюжеты всех произведений перепутаются в голове)

Исключение (из того что читала) - "Приют грез". Это первый роман писателя, созданный им в 22-х летнем возрасте. Светлый, но немного наивный. Зато не очень привычный нам Ремарк. Вообще не очень благосклонно оценивается и критиками, и читателями на ЛЛ. Но мне было интересно увидеть и ТАКУЮ сторону писателя)
Еще из необычных - "Гэм". Повествование ведется от женского лица. Эм. Больше даже ничего писать не буду, дабы не обидеть светлую память писателя.

И, присоединяясь к советчикам, хочу порекомендовать Вам "Время жить в время умирать". Тоже про войну (только про Вторую мировую), тоже есть любовь, и тоже много выпивки. Но меня зацепил. То ли потому, что просто тянет к прозе о войне (а тем более интересно посмотреть, как события воспринимали ТАМ), то ли потому что это одно из первых моих свиданий с писателем.

Вот :)


Мне, в сущности, интересно прочитать ВСЕ романы Ремарка, и все посоветованные книги я рано или поздно купил бы. Вопрос был в том, какую первой, какую второй и т.д. (вернее, если считать по прочитанному, 5-й и 6-й). И сейчас я теряюсь... И с новой стороны на Ремарка посмотреть охота, и уже зарекомендовавшим себя стилем насладиться...


Этот выбор Вы должны сделать сами :)
Ремарк - прекрасный писатель) В свое время, несколько преподавателей истфака советовали романы Эриха Марии в качестве прекрасных источников социальной истории Европы :)


На меня произвела большое впечатление "Жизнь взаймы."

Вам тут уже советовали " Искру жизни. ", я присоединяюсь к этому совету.
Книга действительно стоит особняком в творчестве Ремарка.
И она очень сильная, на мой взгляд. Конечно, если Вас интересует тема концентрационного лагеря.


thanx a lot :)


Я не большой знаток Ремарка, т.к., кроме обсуждаемой книги, читала лишь "Три товарища"( без восторгов). А вот "Триумфальная арка" очень понравилась! Такая мазохистская любовь там, каких в литературе мало. У меня, кстати говоря, осталось впечатление, что героиня - натура закрытая, эгоистка и "бездушная" женщина. Ведь она откровенно использовала героя, который любил её, быстро поняв, что кроме горя от этой женщины ждать нечего. Считается, Ремарк в образе Жоан изобразил Марлен Дитрих, болезненные отношения с которой продлились до самой его смерти.


Да, я слышал про Марлен. Не сказал бы, что она откровенно использовала его. Любила. И когда он спас ей жизнь, привязалась к нему, как к спасителю, и чувства оттуда родом.


Знаете, как сказал Фаулз, "если женщина вас жалеет-она уже наполовину влюблена". Может быть, поэтому) Хотя после чтения книги прошло несколько лет, могу чего-то не помнить. Но вот ощущения отвесности чувств с её стороны как-то в образе книги не отложилось


ведь после смерти Жоан у него опустились руки, наступила апатия

Не соглашусь. Именно со смертью Жоан (и Хааке) он освободился и обрел силы жить дальше. Французский концлагерь - это не немецкий. Там, по идее, не должны пытать или убивать. Во всяком случае пока немцы не захватят его. Возможно, он пошел туда (относительно добровольно) чтобы переждать.


Именно со смертью Жоан (и Хааке) он освободился и обрел силы жить дальше.

Мне тоже кажется, что в финале романа наступила не апатия, а освобождение. Герой обрёл внутреннюю свободу и даже позволил себе при аресте назваться своим настоящим именем. А из романа Ремарка "Тени в раю" известно, что Равику удалось выбраться из французского лагеря до начала оккупации Франции и эмигрировать в США, где он и остался.


Наконец-то прочитала и я "Триумфальную арку" и даже рецензию написала. Это мой второй роман у Ремарка. Первой была "Жизнь взаймы", которая понравилась значительно меньше. Вы, Алексей, советовали мне "На западном фронте без перемен" и "Возвращение". Но до них пока руки не дошли.

на ваш взгляд, какова ключевая тема романа: любовь, война, смерть или, может, нечто иное?

На мой взгляд, нечто иное. А именно – познание и обретение героем самого себя на фоне грядущей войны.


Вашу рецензию постараюсь вскоре прочитать и высказаться по поводу нее ;)

А именно – познание и обретение героем самого себя на фоне грядущей войны.

Да, ещё Сократ ратовал за то, чтобы мы познавали самих себя. У меня, наверное, до сих пор не получилось.


Вашу рецензию постараюсь вскоре прочитать и высказаться по поводу нее ;)

Заглядывайте на огонёк, Алексей, заглядывайте! Жду. )

У меня, наверное, до сих пор не получилось.

Ну, это очень долгий и сложный путь. Хорошо бы каждому из нас хоть немного по нему продвинуться, по мере сил. Ведь самопознание – это процесс бесконечный. И от тормозящих откатов назад, к сожалению, тоже никто не застрахован. )

картинка Ludmila888