Больше рецензий

Anonymous

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 июня 2016 г. 11:13

968

3

А я почему-то считала, что роман будет историко-политический, что-то типа того. На деле оказался любовный роман не особо высокого уровня. Какая-никакая политика там есть, несколько смехотворная для современного читателя, и ещё автор извиняется за то что её туда привнёс.
Герои не менее смехотворны. Поначалу казалось, что это будет эдакий классический английский роман о молодом джентльмене, переложенный на французско-интальянский манер. Но нет, Фабрицио далековато до Тома Джонса. Главная завязка романа - тётушка, находясь в престарелых годах двадцати семи лет от роду (надо обратить внимание, что двадцатилетнюю Клелию отец называет ребёнком, итого полных лет между детством и старостью у женщин едва больше пяти), влюбляется... нет, "влюбляется" в своего племяша. От большой любви она решает разрушить ему жизнь. Он с самого начала не отличался особой живостью ума и находился в тотальном подчинении у старших. Матушки и тётушки сначала вложили в его голову мысль, что ой как хорошо поддерживать Наполеона, подтолкнули впечатлительного, но тугодумного подростка на безумный поступок и выдали ему все свои сбережения на дорогу. Тем самым Фабрицио на вечные веки стал рабом чувства вины перед матушками и тётушками. К счастью, он относился в породе мужчин, которых это устраивает, да и, как уже было сказано выше, сообразительностью герой не отличается.
Самое удивительное, что в итоге Фабрицио удаётся пристроить на работу, на которой он даже делает некую карьеру. Сомнительной реалистичности, конечно: порочный свет вдруг находит жутко интересным ходить на проповеди. Разве только от тотальной скуки. Очень забавна оговорка автора: Фабрицио сказали, что в церковь на его проповедь набилась чернь, но оказалось, что они свои места за небольшую мзду уступили знати, так что проповедник имел удовольствие наблюдать перед собой весь высший свет. Ну да, в конце концов не о спасении душ мы тут пришли послушать.
Все возможные рамки глупости превосходит обет Клелии. Якобы в честь спасения отца от смертельного яда, дочь даёт суровый обет. Ну да, ей тут же на месте объяснили, что отцу дали никакой не яд, а опий, и что отец её ни на минуту ни в какой опасности не находился, но какая ей разница - с суровым обетом жить интереснее. Не буду портить удовольствие другим читателям, но там просто чудовищное для своего времени попрание морали - единственная искромётная деталь романа.
Суровая тётка Фабрицио прекрасно понимает, что отношений с племянником у них быть не может, но она также и осознаёт, какая у неё в руках власть. Поэтому она без зазрения совести причиняет возлюбленному племяннику самые тяжёлые из возможных мук - всячески содействует браку Клелии с нелюбимым ею маркизом, хотя конечно могла бы наскрести в своём сердце крупинку великодушия и содействовать безмерному счастью столь любимого племянника, соединить два любящих сердца. Вот ещё! Даже мосле многих лет страданий, видимо, герцогиня так и не увидела возможности такого варианта событий и не считала, что как ребёнок из шалости замучивает до смерти любимого щенка, она замучила до смерти любимого родственника. Да и вообще весьма противная тётка оказалась, один вред от неё.
Роман просто бесчеловечный: по сюжету, по скорости развития событий, по своей абсолютной бессмысленности. Кажется, волна интереса ушла, не хочется больше читать классику - уж очень она далека от меня.