Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 июня 2016 г. 19:54

2K

4.5

Сборник статеи и эссе, объединенных одной темой: философия античности не была тем, что под философией принято понимать сейчас - отвлеченное умствование на темы устройства мира, назначения человека итп. Античная философия была практикой, не существовала без практики. Философ, учивший, но не живший так, как учит, был достоин только осмеяния. Соответственно, философия и то, что Адо называет духовными упражнениями, т.е. практическим приложением философии в жизни, были неразделимы.

Интересный обзор о Марке Аврелии - что его "Размышления" не сочинение пессимиста, как принято думать, а что-то вроде сборника мыслей, которые должны настраивать на определенную (стоическую) философию и восприятие окружающего.

Многие практики античных философов позаимствовали христианские аскеты, правда, добавив туда страха перед судом, чаяния будущих благ и плача о грехах... что, кстати, должно было прибавить в мировоззрение не иного чего как невротичности. Изначальный античный взгляд был ближе к восточным религиям: жить здесь-и-сейчас, ощущать свое единство с Космосом, наслаждаться моментом, не бояться смерти.

Вообще, конечно, очень занятно. Адо показывает, что ранние отцы Церкви вовсю использовали античные духовные практики и философию (отчасти, впрочем, через Филона), причем когда они находили в Библии высказывания, созвучные философским практикам эллинов, они обращали на них внимание именно потому, что уже знали похожее из античных текстов (а не наоборот). Стоицизм в общем-то весь забрали в христианство, почти не изменяя... А потом принялись утверждать, что якобы античная философия никак не могла делать людей лучше, что все хорошее принес Христос, что без благодати человек - ноль, итп, итп. Ну-ну. Если так, так и не заимствовали бы ничего морального у "проклятых эллинов". А то всю аскетику, считай, у них украли - ту самую, которая "не делала людей лучше", - и сделали вид, что так и было. Какой-нибудь Палама, поносивший античных философов, или Кавасила, восхвалявший силу церковных таинств, поди, уже и не знали, от кого есть пошла вся христианская аскетика и даже жанр апофтегм...

Но в общем, хоть стоики во многом хороши, эпикурейский взгляд на мир все же жизнерадостнее. Если сочетать одно с другим, да еще платонизму прибавить, можно составить неплохой микс )) Но подозреваю, что современному сознанию будет ближе нео-адвайта или христианство в интерпретации Экхарта Толле. Античные люди пытались воспитать себя путем обращения в уме определенных философских максим или, скажем, избавиться от страха перед чем-либо, заранее это себе вообразив и даже каждый день воображая, а христиане, пойдя по их стопам, советовали держать в уме смерть и страшный суд. Но что-то мне такие методики освобождения и просветления представляются сомнительными )( Может, как вспомогательные они кому-то и полезны по временам, но как основное делание - вряд ли.

Правда, у христиан основным деланием считается молитва. А что было у античных основным деланием, я из книги не уловила. Такое ощущение, что они постоянно занимались переходом с одних помышлений (медитаций) на другие, т.е. постоянно вращались в пространстве ума, только старались занять его правильными мыслями и расположениями (как христиане - молитвой). Ну, правда, было у них и сосредоточение на чувстве существования самом по себе, но, кажется, основным деланием это не считалось. Таки Запад, а не Восток.

Комментарии


Спасибо за рецензию. Помогло принять решение о "читать/не читать."