Больше рецензий

19 июня 2016 г. 18:43

475

5

Прочитав эту книгу, вы узнаете:

- чей поэтический стиль (стиль умолчаний, недомолвок) пережил пушкинскую языковую реформу и сохранил самостоятельное значение в истории. Без этого поэта были бы невозможны Лермонтов, Тютчев, Фет, Блок, Мандельштам...;

- какой поэт соединил народный взгляд на мир и поэтику романса. "Вся история русской культуры не знает другого лирика, который имел бы такую огромную аудиторию читателей";

-какой поэт, который утвердил в русской поэзии четырехстопный ямб, который, в известном смысле, можно назвать главным размером русской поэзии;

- какой поэт писал с ощущением, что человечество висит над пропастью. Такая катастрофичность бытия присуща только одному его современнику - Достоевскому;

- какой поэт на обвинения в гордыне отвечал: "Сочинениями своими я российскому языку никакого бесславия не принесу";

- какой поэт в начале творческого пути садился писать элегии и оды, а в конце - просто лирические стихотворения, потому что именно этот поэт сыграл большую роль в распаде системы лирических жанров;

- от какого поэта Тургенев ждал стихотворения, в котором заключительный куплет надо будет передавать безмолвным шевелением губ;

- какого поэта/ поэтессу можно назвать "Ярославной ХХ века".

Конечно, это далеко не всё, что вы узнаете. И нет , книга - не история забавных рассказов и баек про поэтов. Напротив, это серьёзное исследование. Начинается работа с определения и размышления, что такое поэзия, и что такое история.

Как создавался труд? Вот что пишет автор:

Эта книга написана на основе приблизительно 10000 тысяч монографий, статей, публикаций, результатов разысканий в архивохранилищах Москвы, Петербурга, некоторых провинциальных городов, а также в Архиве Гуверского центра войны, мира и революции при Стэнфордском университете США. Ценные данные получены при работе с семейными архивами ряда поэтов.

Автор книги - Вадим Соломонович Баевский (1929 - 2013), российский литературовед, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки РФ. Теория стиха и история поэзии - вот сфера его научных интересов.

Но вернемся к книге. Каждый поэт предстаёт в ней как звено в цепи, которая называется "русская поэзия". Чьими- то именами названы главы, таких поэтов всего 1 7, кому-то посвящены отдельные подглавы, кто-то просто упоминается.
Не только персоналии интересуют ученого, но и смена поэтический интонации (от ораторской XVIII века - через напевнуюXIX - к говорной XX), а также изменения поэтического мышления ( иерархия жанров характерна для XVIII века, стилевое мышление - для XIX, борьба поэтических школ - для XX ).

Итак, перед вами книга,где действующими лицами являются не только поэты, но и их стихотворения, а также литературные школы, стили, жанры, приёмы.

Хочется все же закончить рецензию стихами. Пусть это будут стихи Ходасевича, человека с польско-еврейской кровью,который отстаивал через поэзию право быть русским по культуре и языку.

России - пасынок, а Польше -
Не знаю сам, кто Польше я.
Но: восемь томиков, не больше, -
И в них вся родина моя.

PS: в начале XX века вышло собрание сочинений Пушкина в восьми томах, его имеет ввиду Ходасевич.