Больше рецензий

Soerca

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 июня 2016 г. 10:09

398

4

Варгас Льоса благодаря своей литературной плодовитости и тиражам книг сумел не только получить Нобелевскую премию, но и поставить свое имя практически на одну доску с Хорхе Луисом Борхесом и Габриэлем Гарсия Маркесом, последнему, кстати, он неоднократно жестко оппонировал по политическим и литературным вопросам. Не смотря на это о первых двух я слышала довольно много, а вот о нем, до знакомства с его Похождениями скверной девчонки ничего не знала. Не смотря на не заладившее знакомство я решила не сдаваться и повторно покорить Альбы. И не зря.
Все же у нас совершенно другой менталитет и психология. Не смотря на все репрессии, две Мировые войны и перестройку сложно, очень сложно русскому человеку сразу проникнуться духом его книг. Сам автор, не смотря на то, что сейчас живет в Лондоне, и лишь раз в год посещает перу, успел за свое детство и отрочество впитать в себя сам дух революции, мятежей и борьбы вольного Перу. Дух, в котором перемешались и современные (насколько это возможно) взгляды на прогресс и самобытное становление страны, а с другой стороны по прежнему живы верования в духов, жертвоприношения, гадания и Судьбу.
Все это и позволяет писать Марио столь неоднозначные романы. Вот и "Литума в Андах" отражает в себе эти черты. В романе превалируют центральные темы насилия и отчуждения. Писатель использует изощрённую технику монтажа — с мгновенными переключениями времени и места действия и с множественными точками зрения, и это уже не первая его книга с использованием данного приема. Поначалу крайне сложно разделять диалоги и события: ведь помимо отсутствия четкого перехода между разными диалогами, соседние строки вмещают еще и события разных временных рамок и разных мест. Постепенно все это начинает перемешиваться в мозгу читателя и мы уже видим именно киноленту, в которой один кадр сменяет другой с той частотой и скоростью, как угодно автору.
Не смотря на то, что сам автор живя в Перу ни в чем не нуждался и жил в достатке, он сумел уловить и детально передать то отчаяние, падение и существование в бедности - которое и есть по большей части жизнь в такой стране как Перу. Но автор достаточно хорош, и широко смотрит, что помогает пережить эти острые моменты, разбавляя их подробными, очень живыми и полными деталей, звуков и кажется запахов - описаний природы. Той самой дикой, и такой же непокорной, как и ее обитатели.
Кроме того, важно знать, что эта книга является своеобразным продолжением Зелёного дома , сам автор на это указывает. Правда по большому счету связывает эти две книги лишь герой - глава поста полиции Литума. Но это тоже одна из любимых фишек автора - он любит перемещать и перемешивать своих героев. В этом есть тоже своеобразное отражение духа Перу.
Сам сюжет книги довольно незамысловат, да и не он важен. Эта книга наверное очень ярко отражает саму суть творчества Марио Варгаса Льоса, ту самую суть за которую ему и была вручена Нобелевская премия

За детальное описание структуры власти и за яркое изображение восставшего, борющегося и потерпевшего поражение человека