Больше рецензий

15 июня 2016 г. 22:10

367

5 История в которую хочется верить

Вот и закончилась очередная сага. Еще у одной истории написан финал, и мы, вероятно (при всем благоразумии автора), больше никогда не встретим этих героев, не очутимся в этом мире и не будем тереть глаза, чтоб отогнать сонливость, в попытке узнать-таки, что же там дальше произойдет. Да, уже осенью нас ждет первый фильм, который снимает не кто-то там, а сам Тим Бертон. Но что такое кино, для того, кто познакомился с миром на бумаге?

К слову, я не писал рецензии на первые 2 книги, хотя они произвели на меня невероятное впечатление и сразу же вошли в список любимейших, поэтому здесь будут мелькать упоминания и об этих частях.

По общему впечатлению эти 3 книги оставили такой же след, как это сделала трилогия Стига Ларссона о «Девушке с татуировкой дракона». Первая книга погружала, вторая развивала события, а третья выливала на голову такой поток событий, что оторваться было невозможно. Но когда эмоция проходит, и ты начинаешь вспоминать все более осмысленно, понимаешь, что вот та, первая, которая вела тебя за руку по новому миру, так и осталась самой незабываемой. Здесь то же самое. В интернете очень много отрицательных отзывов на 2-ую часть, с чем я категорически не согласен, ведь она точно вышла не хуже первой, просто у нее в рукаве не было тех козырей, с которыми играла оригинальный «Дом странных детей». Эти фотографии мы уже видели, что за странные дети – знаем, а история в конце первой книги разогналась так, что дальше нужно было только не забывать про инерцию, дабы ничего не испортить.

Третья книга так же лишена козырей, но тем не менее она просто грамотно играет. В первую очередь, стоит заметить, что именно здесь больше внимания уделяется внутреннему миру персонажей. Как и в любой другой серии, герой взрослеет вместе с автором, и даже самая приключенческая история в любом случае приходит к тому, что начинает затрагивать какие-то потайные закоулки души. Ренсом Риггз понял или сделал это подсознательно, и не стал просто сумасшедшими темпами развивать историю, ведь этого уже было вдоволь в предыдущей части. Поэтому он начал писать о своих героях не только как о слагающих произведения, а как о людях. Разумеется, подобное было и раньше, но все-таки именно события занимали центральное место. Теперь герои стали рядом с ними.

Из недостатков, которые бросаются в глаза почти сразу, хочется сказать о фотографиях. Возможно, именно на них «Дом странных детей» и заслужил такую популярность. Когда тебе рассказывают невероятную фантастическую историю, ты не веришь в то, что она могла быть реальной, но все равно погружаешься, а вот когда, когда видишь фотографии, которые с кропотливой точностью отображают то, что описано на страницах – начинаешь сомневаться. А вдруг это когда-то было? Не всерьез, но какие-то человеческие эмоции все равно уже задеты. И вот первые 2 книги на самом деле строились вокруг этих фотографий. Это было заметно и это создавало поистине классную атмосферу. Что случилось в конце?! Фотографии начали строиться вокруг истории. Это заметно с самого начала и не отпускает до самых последних кадров. Нельзя винить за это автора, ведь само повествования не стало менее логичным или интересным, просто тем, кто привязался именно благодаря этим загадочным изображениям, может стать немного обидно.

Как бы тепло я не относился к этой серии, я понимаю, что вряд ли она заслужит такой популярности как «Гарри Поттер», «Властелин Колец» или хотя бы «Хроники Нарнии». Мне кажется, что она сможет разместится на одной полке рядом с Голодными играми (особенно после выхода фильма). Не потому что эти истории похожи, а потому что авторы этих серий, используя всем известные методы (детей в качестве персонажей, необычную фабулу, сильное прямое повествование), смогли имплементировать их в свои оригинальные и не похожие истории. Найдутся критики и скептики, которые скажут, что такое уже было, но это будет зависть, снобизм или какие-то еще отрицательные чувства, на которые не стоит обращать внимание, особенно перед лицом литературы, сумевшей захватить, провести и не отпустить до последних рядков.

В молодежных сериях большое внимание уделяется любовной линии, но зачастую она пишется настолько неправдоподобно, что уже с первых рядков ты точно знаешь, как именно этот эпизод закончится в финале. В книгах Риггза нет каких-то невероятных взаимоотношений, но тем не менее история Джейкоба и Эммы идет как-то в стороне от основных событий. Она трогает не меньше, а волнует в какой-то мере даже сильнее. И до самого конца понять, как же все закончится мне лично было сложно. Я переживал за этих детей.

В книге очень сильные персонажи, и это заметно в первых 2 книгах. Каждый из них обладает своим характером и привычками. Не отступает перед тем, как хотят другие и делает только по-своему.

Я обожаю произведения, в которых герои ведут себя как люди. Порой радуют, порой раздражают, но ведут себя не так, как хочет читатель, а так, как хотят они. Тогда в историю веришь сильнее.

К сожалению, в «Библиотеке душ» достаточно мало персонажей, которые занимают центральное место. Страниц 300 мы в чистом виде наблюдаем только за Джейкобом и Эммой. Но узнать их досконально можно еще и с первой части, поэтому в третьей лишь наблюдаем за тем, как грамотно автор пишет их истории. Но когда появляются остальные (и старые, и новые) персонажи, становится понятно, что автор не утратил навык, а лишь развил его, и всего его герои настоящие. Лично мне, по прошествии всех 3 книг больше всего запомнилась мисс Сапсан. Эта мудрая женщина – явный архетип мудреца и помощника главного героя. Но тем не менее даже со своим разумом и умениям, она продолжает вести себя как настоящая взрослая женщина, не лишенная слабых, но искренних человеческих чувств. Очень сильный персонаж и запоминающаяся личность.

Поскольку «Дом странных детей» и продолжения – это в первую очередь сказка, здесь достаточно четко видны границы добра и зла. Вы не поражаетесь от того, что какой-то герой ведет себя всю книгу благородно, а потом резко начинает всех оскорблять или делать что-то недостойное. Почему? Потому что здесь таких нет. Несколько раз автор вводит персонажей, которые не сразу открывают свое истинное лицо, но проблем с тем, чтоб понять, какими они будут в финале, нет. Особенно для тех, кто много читает и смотрит. Не могу сказать, что это явный прокол или недостаток. Это сказка, и здесь нельзя иначе. Не зря ведь главные герои дети.

И кстати об этом. Разумеется, на первом месте во всех книгах – история, повествование, сюжет. Но вряд ли бы они стали столь популярны, если бы были лишены внутреннего содержания. Я уже давно понял, что трактовать то, что хотел сказать автор – бесполезная и неблагодарная (в первую очередь, в сторону автора) идея, от которой стоит отказаться. Поэтому я лишь выражу несколько мыслей, который сложились лично у меня.

В первую очередь, хочется сказать о самих детях. Постоянно, на протяжении всех 3 книг, ты постоянно забываешь о том, кто они на самом деле внутри. С другой стороны, возможно, так оно и нужно. Ведь не зря говорят, что все мы дети. Сколько раз я удивлялся тому, что, казалось бы, взрослые люди ведут себя как маленькие, только потому что они в таком облике. А потом понимал – возможно облик и есть то единственное, что заставляет взрослого человека вести себя по-другому, когда он взрослеет? Если эта догадка верна, и автор именно в этом направлении и думал – то я в диком восторге.

Главные враги детей в книгах – твари и пустоты. С последними все понятно. А что нам могут предложить твари? Они принимают человеческий облик и, у них отсутствуют зрачки. Что это может значить? Не то ли, что глаза – это единственный показатель, по коему мы можем уличить даже опытного лжеца в очередной порции лжи или понять, что с нами неискренни. Не зря ведь говорят, что глаза не лгут. А что же с теми, у кого их нет?

Напоследок, хочется сказать о главном герое. Чаще всего в подобных книгах ГГ – это какой-то необычайный талант, который уникален в том мире, в котором происходят события. Но в третьей книге не раз затрагивается тот вопрос, что еще совсем недавно, когда не существовало пустот, все, что умел Джейкоб, было пустышкой (забавная игра слов). И разные люди говорят ему, что его дар намного шире. Может это и не умение видеть тех, кого не видят другие? А возможность видеть доброе в плохом. То, что другие вообще отказываются увидеть?

Заходите на мой блог, здесь действительно есть, что почитать

Комментарии


Очень интересная рецензия! Согласна во многом, хотя меня постигло разочарование в этой книге, хотелось менее сказочный финал. Но в целом согласна с вами, особенно то, что касается персонажей))


Отличная рецензия, имея ввиду, что она написана человеком, которому подобная литература нравится. Автор - удивительно проницательный человек. временами кажется, что автор рецензии понимает и интерпретирует героев лучше , чем автор книги! Это доступно только талантливому человеку.
что касается облика и сущности. Мне думается, что облик может играть совершенно противоположные роли. Он может прекрасно скрывать сущность. Может её подменять, принимая на себя неблагожелательные выпады, уколы и даже плевки окружающих, сберегая, тем самым, самоё "сущность" сущности. А может и навязывать поведение. И, навязав раз, может не отпускать. И даже жизнь перекосячить. Но бывает и так, как написал критик: облик заставляет являть миру такие ресурсы своей личности, что вне его они бы затерялись.
Спасибо за рецензию. Но я прочитала книги с великим трудом. просто не мой жанр.
Т.Г. Мануковская