Больше рецензий

15 июня 2016 г. 20:44

1K

5 В ответе ли мы за тех, кто приручился?

Читая современную литературу, я нахожусь в постоянном поиске тех немногих книг, которые не стыдно поставить на полку рядом с признанными шедеврами мировой классики. Эта - одна из них.

Главная героиня, 59-летняя судья по семейным делам Фиона Мэй, по долгу службы вынуждена сталкиваться не столько с правовыми, сколько с морально-этическими дилеммами. Надо ли разделять сиамских близнецов, если известно, что в результате операции один из них умрет? Позволить ли девочкам из семьи ортодоксальных иудеев учиться в светской школе, как того хочет мать, или лишить их возможности продолжать образование по настоянию отца? И, наконец, санкционировать ли переливание крови подростку из общины свидетелей Иеговы, которая не приемлет этой медицинской процедуры? В подобных делах от судьи требуется больше, чем улаживать споры, - он превращается в поистине вершителя судеб. Но многолетний опыт и профессионализм помогают Фионе успешно справляться с этой ролью, быть непредвзятой и справедливой. Работая по 14 часов в сутки, она принимает взвешенные и максимально объективные решения, обосновывая их на десятках страниц. Но даже она, кажущаяся такой холодной на первый взгляд, вовсе не робот: эти решения - единственно правильные! - даются ей с огромным трудом. Они эмоционально выматывают и опустошают, вызывая угрызения совести и бессонницу. Нет, в правильности своих выводов Фиона не сомневается, но современные судьи сплошь и рядом вынуждены полагаться на чужое мнение: эксперта по делам семьи, эксперта по делам несовершеннолетних, экспертов-медиков...
Одни говорят, что несовершеннолетний Адам Генри твёрд в своей вере, а его решение отказаться от переливания крови и тем самым обречь себя на медленную и мучительную смерть является полностью осознанным и принято без давления со стороны родителей и религиозных авторитетов. Другие утверждают, что он очень активный, эрудированный и любознательный юноша с незаурядным интеллектом, исполненный жажды жизни. Кому стоит верить? Кто ошибается? То ли дело в восьмидесятые, когда судьи лично посещали несовершеннолетних подсудимых и истцов, общались с ними, проверяли все факты... Но стоп, почему бы не вернуться к благородным идеалам? Не важно, будет это расценено как нарушение профессиональной этики или как сентиментальный порыв - Фиона едет к Адаму в больницу, чтобы самой разобраться в природе его желания умереть. И принимает окончательное решение.

Общество возложило на судей божественные полномочия карать и миловать, поэтому многие считают, что можно переложить на них ещё и божественную ответственность. Это жестокое заблуждение, жертвой которого пала Фиона. Повесить на неё всех собак – действительно самый лёгкий путь. Но я уверена, что не этого хочет Макьюэн от своего читателя. Представьте, что судья самоустранился. А теперь подумайте, каково пришлось бы врачам? Легко было бы людям, чья работа - сохранять жизни, наблюдать за медленным умиранием двух неполноценных младенцев, родители которых также предпочли не вмешиваться в божественное провидение? Не лежали бы они по ночам без сна из-за того, что их пациенты, которых ещё можно спасти, отказываются от лечения из религиозных соображений? Муки совести - они ведь как горячая картошка: никуда не деваются, а только переходят от человека к человеку. Поэтому если вы поспешили обвинить во всём Фиону, я призываю задуматься: кто несёт первостепенную ответственность за несовершеннолетнего человека? Конечно же, его родители! Именно они в трудные жизненные моменты должны окружить его своей любовью, обеспечить всю возможную поддержку и дать ему почувствовать себя значимым. А кто несёт первостепенную ответственность за совершеннолетнего? Разумеется, он сам! Безусловно, Фиона могла принять больше участия в судьбе Адама. Могла, но не обязана была. Никто не виноват в случившемся больше, чем Адам и его родители, зато с последствиями их глупых и незрелых решений придётся жить в том числе и Фионе.

Макьюэн - мастер превращать свои произведения в 3D картинки. Вот и эта книга так детально, так потрясающе точно выписана, что легко забыть, что автор - вовсе не женщина и совсем не юрист. Это настолько полное погружение в жизнь и профессию судьи, что не будет ошибкой назвать его производственным романом. В то же время это глубокая и многослойная драма, которая дает богатую пищу для размышления и не отпускает ещё долго после прочтения. Must read для любителей интеллектуальной прозы.

Прочитано в рамках игры "Собери их всех!", огромное спасибо за дуэль lorikieriki
"Школьная Вселенная", 3А класс

Комментарии


Спасибо за рецензию, еще больше захотелось прочитать книгу)


Рада, что оказалась полезной ^__^ Я эту книгу однозначно буду всем советовать


И правильно! Я рада, что она появилась в клубе тлена и безысходности:))


Читаю сейчас эту книгу и пошла в рецензии ловить спойлеры, интересно что там с Адамом и тут ты...с моими мыслями совпадаешь. Я реально читаю и не верю, что написал мужик и да и не юрист!))


А зачем тебе спойлеры о_О В этом же вся фишка - что случится с Адамом в итоге.
Я вообще начинаю подозревать, что Макьюэн шизофреник :)) Вот есть писатели, у которых каждая следующая книга похожа на другую, а он во всех своих книгах разный. Как ему это удается %)


Люблю спойлеры, так легче переносить грусть-печаль)) Да, ладно, самый плохой спойлер это словить кто в детективе убийца, а все остальное пережить можно)
Реально разный, другие его короткие книги мне с первой страницы плохо шли... а эта вернула веру в автора. За бабу реально круто пишет))


Уруру, я рада, что тебе нравится эта книга ^__^


Ой, а я как рада)) Надеюсь, под конец такое же чувство останется. Но хоть книжку не зря купила))


Другие рецензии не читала, только твою :)
А что, кто-то Фиону обвиняет? По-моему, достаточно того, что она сама себя обвинила. Вообще это напоминает что-то типа "если бы я тогда не пошёл на работу, ничего бы не случилось". Ну ты понимаешь, когда никто не может знать, что произойдёт, а потом себя винит, что не предвидел.
А что там Адам себе в голове накрутил, я вообще не понимаю :(


По-моему, достаточно того, что она сама себя обвинила. Вообще это напоминает что-то типа "если бы я тогда не пошёл на работу, ничего бы не случилось". Ну ты понимаешь, когда никто не может знать, что произойдёт, а потом себя винит, что не предвидел.

Вот, поддерживаю обеими руками!! Но я перед написанием своей рецензии прочитала все имевшиеся на тот момент и нашла людей, которые считали, что Фиона должна была взять на себя больше ответственности за Адама. Мол, раз уж приняла его историю близко к сердцу и пошла к нему в больницу, то давай носись с ним дальше. И, конечно, она не должна была давать себя поцеловать. Но её ведь застали врасплох, она просто не успела отреагировать.
Адама можно понять - от него отвернулись родители, привычный мир рухнул, надо как-то обживаться в светском обществе, а Фиона была его единственным знакомым во "внешнем мире", вот он за нее и ухватился, как утопающий за соломинку. Я думаю, что нельзя обвинять одного человека в том, что у другого в голове каша, хотя в советские времена, наверное, сказали бы, что Фиона олицетворяет "бездушную бюрократическую машину" и "во всем виновато равнодушное общество", которое "не уберегло" Адама.


Ну да, ошибки есть, но вполне естественные, а вины я не вижу.
О "бездушной бюрократической машине" даже мысли не возникло, наоборот, всё очень по-человечески.
Скажи, а тебе вся эта музыка о чём-то говорила? Я в ней ни бум-бум, а у Макьюэна она и в других книгах тоже.