Больше рецензий

russian_cat

Эксперт

Кошачий взгляд на книги

15 июня 2016 г. 18:53

3K

3.5 Сказка о коварном фабриканте и добром дядюшке

Долго ль до греха, не спросившись-то ума-разума


Давненько так я не читала пьес. Если быть точной, то с самой школы. И не потому, что они мне не нравятся, а просто как-то в руки не попадали. Хотя, помнится, в школе я всегда радовалась, завидев в учебнике отрывок из пьесы - всегда было интересно читать такую форму, даже если содержание шло не совсем гладко.

С Островским, надо сказать, я знакома весьма поверхностно. То есть я, конечно, читала по программе "Грозу" и "Бесприданницу", но это был тот случай, когда чтение было "вымученным", не лежала у меня к нему душа на тот момент. И если с "Бесприданницей" я позже познакомилась хотя бы по фильму "Жестокий романс", то "Гроза" окончательно и бесповоротно затерялась где-то в глубинах памяти до такой степени, что я даже не помню, в чем была суть. Надо будет это исправить при случае.

"Бедность не порок" - это моя попытка заново познакомиться с автором. Судя по всему, не самый удачный выбор. Все говорит за то, что эта пьеса более легкая и даже в каком-то смысле сказочная, чем остальные произведения Островского, несмотря на то, что ситуация в ней разыгрывается самая что ни на есть реалистичная и житейская. Просто разрешается она как-то уж слишком легко и ненавязчиво. Все счастливы и довольны, вплоть до самых третьестепенных героев.

Что касается языка, то он вызывает просто непреодолимое желание выписывать все подряд. Там же что ни фраза - то поговорка. Особенно это касается "дяденьки" Любима Карпыча - так он складно вещает, практически стихами, на любую тему, что прямо диву даешься. Думаю, зря он на жизнь жаловался, с таким талантом он бы и на улице не пропал, это уж точно.

Что до основного конфликта, то он классически прост. Есть разбогатевший купец, намеревающийся породниться с крупным фабрикантом, есть его дочка, влюбленная в молодого бедного приказчика, есть сам этот приказчик, влюбленный в дочку хозяина. Вопрос простой: отдадут ли красавицу Любовь Гордеевну за "старого и постылого" или любовь и справедливость восторжествуют?

Немножко офф-топ. Что меня удивило в первом действии пьесы - это то, что весь народ толпился в приказчичьей комнате. Это не комната, а прямо проходной двор какой-то: то хозяйка зайдет поплакаться на горькую судьбину, то хозяйский племянник - поговорить по душам, то девушки забредут, потому что им скучно одним сидеть. А то и всей толпой завалятся, во главе с хозяином, хотя комната вроде заявлена как "небольшая". Все это, конечно, вполне объясняется тем, что приказчик Митя - своего рода "душа дома", для каждого найдет и доброе слово, и пару монет, хотя у самого негусто, вот все и тянутся к нему. Но все равно мне это тотальное паломничество в его комнату показалось слегка странноватым.

Герои у нас разные. Митя, убедившись, что ему отвечают взаимностью, готов действовать: хоть увезти невесту тайно, хоть к ее родителям на поклон пойти, только бы не сидеть сложа руки, а делать что-то. Любовь Гордеевна, равно как и ее матушка, напротив, олицетворяют покорное подчинение судьбе. Если такова воля отца - значит, так должно. Не то чтобы у них был какой-то особенный выбор - времена не те - но у них и желания нет что-либо изменить. Зато я живу по закону, и вообще, так испокон веков было.

Любопытно, что Любина любовь (надо же было выбрать именно это имя для героини) проистекает большей частью из жалости:

Больно уж он мне по сердцу, такой тихий и сиротливый.

То есть других его качеств она как бы и не замечала, а вот то, что он смотрит "глазами больной собаки", бедно одевается и терпит попреки от папеньки, девичье сердечко растопило. Впрочем, какая разница, что именно растопило, главное, чтобы она все остальное тоже разглядела со временем, раз уж автор был столь добр, что подарил ей такой шанс.

В пьесе отлично высмеиваются нравы общества, глупость и невежество, бездумное стремление следовать моде, пренебрежение к другим. Много на страницах уместилось и бытовых деталей: ряженые, песни, пляски, святочные гадания. Это все замечательно, но вот сюжет и герои все же показались мне недоработанными, а местами даже вымученными. Особенно в заключительной сцене, явственно отдающей абсурдом, даже если вспомнить, что действие происходит на Святки, когда возможны всякие чудеса. Какие угодно чудеса, но в то, что у таких людей, как Гордей Карпыч, вдруг может объявиться сердце, я верю с трудом.

Итог. Пока что повторное знакомство с Островским прошло не очень удачно, хотя в целом пьесу я оценила неплохо. Но надеюсь на то, что просто это я неправильно выбрала произведение. Планирую еще прочитать "Доходное место" и очень надеюсь, что с ним мне повезет больше.

Прочитано в рамках "Игры в классики", 6 тур (расширенная версия)

Комментарии


Спасибо за отличную рецензию!


Вам спасибо за отклик))