Больше рецензий

DagmaraD

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 июня 2016 г. 22:41

414

4

«BMW. Баварское сердце, русская душа»- небольшая книга, которая не столько раскрывает историю бренда, сколько смотрит на нее через призму баварско-русских отношений и повествует о судьбе марки в России.
Одна из глав называется «Идеи и моторы» – и она неплохо отражает характер основных фактов в книге. Ведь BMW начинал как завод моторов, мотоциклетных, потом авиа, которые у них и заказывали русские.
Позже, как я узнала, у Баварского завода были выкуплены права на выпуск моторов по их технологии, и назывались они М-17. И это был самый массовый выпуск двигателей в ссср, на которых летали многие знаменитые аэропланы, например, перелет через сев. полюс был совершен на самолете с М-17.
Условия для баварцев в этой сделке были практически райскими – они получали немногим меньше прибыли, чем за выпущенный в Мюнхене мотор, но работа над ним полностью шла в России. В каком-то плане можно сказать, что именно СССР обязан BMW своим ранним развитием. Когда я начинала читать книгу, я думала о том, что «русская душа» это метафора в духе Гоголя, что «какой русский не любит быстрой езды», но на самом деле, название не случайно и вполне обосновано.
Книга также подтверждает, что не очень верно утверждать, будто всякая война отбрасывает общество на n-ное кол-во десятилетий или веков назад, в индустриальном обществе война подстегивает экономику и развитие производства
Уже после 2 мировой войны, когда Германия была поделена на зоны влияния, а также обязана выплачивать репарации. Завод BMW в Эзенахе, предполагалось полностью перенести в СССР, но немцам удалось уговорить Жукова, чтобы выплата репараций происходила готовой продукцией, ведь перенос завода лишит рабочих мест 15 тыс. человек и будет сопряжен с большим кол-вом проблем для обеих сторон. Возможно, это одна из тех причин, почему Германия все-таки оклемалась. Она сохранила свои производства, которые развивались благодаря заказам советов в самые критические для нее годы.
Автор заметит, что, кто знает, как бы сложилась судьба фирмы, если б не сотрудничество с СССР, все это похоже на череду случайностей, но их таких очень много.
Книга познавательна, не только война и экономика связывают Россию и BMW. Криминальные истории, развитие бобслея, спортивные звезды, «Бумер» в кино и культура - точек соприкосновения очень много.
Например, осенью 2000 года в Эрмитаже открылась выставка Энди Уорхола, центральным экспонатом выставки стал спортивный автомобиль BMW M1, расписанный мастером поп-арта в рамках проекта art-cars: «Автомобиль в Эрмитаже! И это поражало даже больше, чем славянское происхождение Уорхола» После этого BMW , который в лихие 90-е ассоциировался с малиновыми пиджаками и криминальными авторитетами, стал визитной карточкой директор Эрмитажа, а с 2004 г. выступает официальным партнером Большого театра. Так поддерживать рос. искусство стало очередной доброй традицией.
Краткость изложения, множество занимательных фактов, история, явно рассказываемая авторами с любовью, оставляет приятное впечатление и не оставляет сожалений о потраченном времени.

«Бэха, бимер – новые владельцы придумывали хлесткие клички будто это были не автомобили, а такие же, как они, парни с одного двора. Действительно, это был больше, чем просто автомобиль: срывающийся в ночь, уносящийся от погони, живущий вместе со своим владельцем на грани»