Больше рецензий

13 июня 2016 г. 12:55

369

4

Спойлеры, хотя суть произведения совсем не в сюжете.

На первый взгляд, "Дамский мастер" - очень советское произведение. Жил да был талантливый мальчик Виталик. Несколько не повезло нашему герою с семьей: пьяница отец, религиозная мачеха. В школе не доучился, зато весьма интересуется идеологией и философией. Работает в силу обстоятельств учеником мастера в женской парикмахерской, проявляя при этом недюжинные способности. Впрочем, способности у Виталика по всем фронтам. И вот однажды пришла в парикмахерскую разочарованная женщина - Ковалева Марья Владимировна. Пришла и с горя согласилась на любые эксперименты Виталика, пардон, уже Виталия. Результат на удивление вышел весьма впечатляющим, но Марья Владимировна - женщина занятая - как-никак директор института - и поддерживать укладку не в состоянии. Пришлось снова обращаться к дамскому мастеру Виталию. И снова. И снова. А потом Виталий передумал быть парикмахером и подался в слесари. Очень советская концовка.

После прочтения этой небольшой повести сначала возникает недоумение. "И в чем же здесь соль?" - спросила я себя. Неужели все дело только в советчине, в нравоучительстве: дескать, профессия слесаря более нужная, более жизненная, а мастером можно быть в любом деле? Можно, конечно, остановиться только на этом выводе, а можно порассуждать.

Естественная потребность человека - иногда подумать.

В повести два главных героя, причем Марья Владимировна занимает главенствующее положение, ведь именно от ее лица ведется повествование. Два героя - две противоположности. Он мужчина, она женщина. Он молод, смотрит в будущее, она уже оставила позади большую часть жизни. Он одинок, она воспитывает сыновей. Еще больше различий в их отношении к миру. Он циничен, даже жесток по отношению к окружающим. Она заботлива, даже незначительные размолвки со знакомыми заставляют чувствовать ее виноватой. Он порывист и решителен, не держится ни за что в этой жизни и с легкостью меняет планы. Она неуверенна, лишь изредка просыпается в ней желание показать себя, но и за эти минуты позже она испытывает стыд. Она давно собирается изменить свою жизнь, но самым рискованным событием становится тот самый поход в парикмахерскую. Однако одна общая черта у них всё-таки есть: это поиски себя, продолжающиеся в любом возрасте. Ковалева почти зарыла свой талант, став администратором - и хочется ей все изменить, вернуться к любимому делу, но почти нет ни возможностей, ни сил. У Виталия тоже масса отговорок и оправданий: квартирный вопрос, план, тяжелое детство, но на самом деле он вечный ребенок, неспособный надолго увлечься чем-то и жестокий по отношению к надоевшим игрушкам, будь то влюбленная девушка или наскучившая работа.

Вообще даже в этом небольшом произведении отчетливо виден почерк И.Грековой. Это особенная атмосфера, почти та же, что была в "Кафедре". Словно пыльный, заваленный бумагами кабинет вдруг осветили солнечные лучи, напитали его теплом. Словно держишь в руках пожелтевшую от времени, но бесконечно милую фотографию. И вот это ощущение тепла пронизывает все страницы, а вместе с замечательным языком, с индивидуальными речевыми характеристиками персонажей создает чудесное произведение.

КП