Больше рецензий

Dragnir

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 июня 2016 г. 20:15

822

Неоднозначная вышла книга. В нее вошли два произведения с разным сюжетом, но с общей идеей – идеей насилия.

Как экологиню, меня весьма удручает тот факт, что Человек активно насилует Природу: вырубает сельвы, истощает почвы, отравляет реки, забывая, что за все свои действия нужно платить. Так и получилось, погоня за наживой обернулась для героев Астуариса бедствиями: кто-то в пожаре сгорел, у кого-то все семейство вырезали.

Без насилия над женщиной, конечно, тоже не обошлось, причем, оно началось еще на первых страницах книги: это эпизод с участием Вшивой Красы и ее мужа Гаспара Илома. Как-то, на мой взгляд, это отвратительно, когда муж овладевает спящей женой, у которой, может и желания нет заниматься сексом, но что остается делать беззащитной женщине, когда ее подминает под себя физически более сильный мужчина – только «расслабиться и получать удовольствие».

Таким же насилием является и брак Марии Текун и слепого Гойо Йика. Да, несомненно, Гойо спас Марию от возможной гибели, но и плату он потребовал несоразмерную. Мария была вынуждена выйти замуж за Гойо и с этого момента в ее жизни начался ад. По сути, Мария была не женой Гойо, а его личным инкубатором и обслугой. Вечно беременная и голодная (учитывая, что Гойо занимался попрошайничеством), она все же нашла в себе силы уйти от своего никчемного муженька. Мотивы ее разумны и благородны, так как Мария здраво рассудила, что с такой половой несдержанностью муженек ей заделает с десяток детей, а в случае ее смерти содержать их будет некому. Первое же, что делает Гойо после ухода своей жены – это излечивает свою слепоту. То есть, мущинка всю жизнь прожил, являясь обузой для своей жены, которой приходилось ухаживать не только за детьми, но и за мужем, а стоило ей уйти – и он решился на операцию. На мой взгляд, Гийо намеренно оставался слепым, чтобы привязать к себе Марию Текун, сыграв на ее благодарности и благородстве. Их история заканчивается встречей, и Гийо видит, что Мария НЕКРАСИВАЯ И СТАРАЯ. КОКОКО, ТАК НИ ДОЛЖНО БЫТЬ, И ПОФИГ, ЧТО ЭТА Я ИЗ НЕЕ ВСЕ СОКИ ВЫЖАЛ!

Но и на этом насилие в книге не заканчивается. Илом и Годой, Сакатоны и Текуны, Фуетэ и Мид – все они купаются в ненависти, как в пене морской, стараются уничтожить друг друга, пустить по миру и так далее. Одно, конечно, очень удручает. Пока мужчины разбираются между собой, страдают и многие невинные женщины. «Не изнасиловал, так изнасилуешь» - как метко заметил чиновник, герой романа «Ураган».

Не обошлось в романах и без мизогинии, куда уж без нее, на ней весь мир держится. И самое печальное, когда мизогинные выражения позволяют себе женщины. Так, Вака Мануэлла несет мизогинное дерьмо, сравнивая будущую невестку с лошадью, предлагая пасынку крепко держать ее в узде, «иначе совсем ее разбалуешь, на голову сядет». Не секрет, что традиция всячески унижать женщину поддерживается в том числе и женщинами, что весьма обидно.

Но, к счастью, есть и светлое пятно в этой унылой, в общем-то, книге. Конечно же, я говорю о женщинах, а именно о прекрасной Лиленд и отважных Нелли Алькантара и Тьюри Дэзин. Одна решилась уйти от нелюбимого мужа, другие – не побоялись вступить в отношения друг с другом. Их бы я отметила среди кучи мужиков, которые уже к сотой странице слились для меня в одно невыразительное пятно.
PS: лучше бы взялась за произведения авторки Исабель Альенде, думаю, с магическим реализмом она справляется лучше.

"Думай, как Hambone , пиши, как Hambone " - девиз на июнь ни разу не мизандрически настроенной представительницы команды "МинистерВство Самообразования им. ТЕЛКи"