Дина Рубина «Почерк Леонардо» — рецензия

Рецензия экспертаПросто мнение простого читателя
Дополнительные действия
Оценка Rosio:  4  
Нюта в Зеркалье.

Я заблудилась в этой книге, в её временных переходах, в лабиринтах жизненных историй, что как зеркала отражают главную героиню, то под одним углом, то под другим. Я блуждала по городам и весям, по чужим судьбам, по впечатлениям, эмоциям, воспоминаниям. Я переживала моменты счастья и горя, восторга и тоски, азарта и куража, страха и нерешительности. Это книга многогранна и многолика. Мне сложно о ней писать что-то единое и целое, так как она сама - мозаика из кусочков многих историй, центром которых является главная героиня Анна. Не для всех центром, это как придуманный ей зеркальный иллюзион. Только вместо зеркал - люди. Их много. Они разные. Поэтому и впечатления от книги неоднозначные. Что-то задело, зацепило, а что-то прошло фоном. Попробую объяснить.

Экстрасенсы. Сверхлюди, обладающие особенным даром. Всегда интересны истории с ними связанные, т.к. это что-то непонятое, необъяснённое, странное, что-то особое, контактирующее с "другой стороной", недоступной подавляющему большинству из нас. Но можно это писать в виде триллеров или ужасов, как делает, к примеру, Кинг. Или в сказку облекать и уходить в фэнтезийный мир. А Рубина делает иначе - создаёт для них место в обычной реальности, рассказывает тягуче, липко, разбавляя чудесное внушительной долей обыденности настолько, что это чудесное на какой-то момент перестает таковым быть. А потом и вовсе становится чем-то чужеродным, даже не нужным, ибо странное, ибо страшное. Мы всегда боимся того, чего не можем понять и с чем не можем справиться. В этом трагедия Анны. Здесь её дар - что-то лишнее, чему она не может найти применение. Она - зеркало, которое видит, но не может исправить. Редкие попытки ни к чему хорошему не приводят. В этой книге от силы описываемой воли рока становится не по себе, т.к. всё предначертано, и даже те, кто знает будущее, не могут ничего предотвратить.

В этой книге множество мест, колорит которых Рубина прекрасно и как-то очень жизненно передала. Она описывает всё глазами людей, которым даёт жизнь с своей книге. Кто-то говорит от первого лица, кто-то от третьего. Тут разные формы: письма, монологи, диалоги, рассказы. Множество лиц, которые для кого-то выглядят как гипсовые бюсты Женевьевы - слепки, демонстрирующие внешнее, а для кого-то как отражения в зеркалах - переменчивые, разные, сложные, смотря под каким углом и откуда смотреть, насколько внимательно вглядываться, пытаясь разглядеть и "изнанку". Здесь каждая судьба тоже примеряет на себя роль зеркала, сохранившего отражение Анны, этой стороны её Зеркалья, внешней. Её внутреннюю сторону, кажется, не разглядел никто.

В этой книге много цирка. Но, как это не парадоксально, в тоже время в этой книге мало цирка. Много, потому как здесь можно узнать множество нюансов из разных сторон цирковой жизни, начиная от студенчества и общих описаний процесса тренировок и жизни артистов, заканчивая техническими деталями и тонкостями выполнения номеров. Кстати, всегда терпеть не могла цирковые представления с животными, как знала, что плохо им приходится. И Дина Рубина не нагнетает, не придумывает, достаточно заглянуть в благодарности, чтобы увидеть, что всё написано со слов знающих своё дело и многое повидавших людей. Ну а мало цирка, потому что книга-то не о нем, простые и непростые судьбы людей - вот что во главе угла.

В этой книге много музыки. Но такая же история как и с цирком. В итоге здесь мало музыки. Местами казалось, что Рубина пытается охватить необъятное и написать сразу обо всём, поэтому многое упускает. Но это до того момента, пока не спохватываешься и не вспоминаешь, то главное, о чём она пишет.

Что касается формы, то странно построено и написано. Нет единой формы. Скачки во времени, скачки в пространстве, скачки в рассказах героев, постоянно срывающихся на воспоминания, ассоциации и всплывающие по ходу в памяти эпизоды, воспроизводя, причем, с мельчайшими до дотошности деталями в словах или строчках когда-то где-то увиденное и запечатанное в каком-то укромном уголке мозга. Это слегка сумбурно, это похоже на поток мыслей, что течёт сам по себе.

Ну и концовка. Этого ждёшь, как ни странно. Того, что в итоге случится. В это одновременно и верится, и не верится. Но... Зеркалье же бесконечно и вечно.

Прочитано в рамках игры «ОТКРЫТАЯ КНИГА апреля 2016», 39 тур. Спасибо за совет _echelon_30 .

Комментарии


Спасибо за чудесный отзыв! Добавила себе книгу. Обязательно прочитаю.


Спасибо! Книга очень необычная и достойная внимания.


Как раз то, что нужно. Люблю такую литературу.

Карнеги Д. «Как перестать беспокоиться и начать жить»
Дети не боялись ничего. Голоса детей были полны веры и страсти, а улыбки – любви и надежд. Движения их были свободны, радостны, и они несли эту радость и эту…
Da_Ronin
livelib.ru
Сэм Хайес «Ябеда»
Часто ли вы встречаете книги, где повествование тянется без какого-либо развития половину книги - скучное, непонятное, унылое. И постоянно возникает мысль:…
yfnfkbz140594
livelib.ru
Алексей Пехов «Аутодафе»
Я пять баллов поставила? Точно, я поставила пять. Только вот, если через какое-то время, хотя бы дня через три, оглянуться, то того восторга от приключений…
Rosio
livelib.ru
Регистрация по электронной почте
Пароль будет создан автоматически и отправлен вам на почту, или ввести пароль самостоятельно
Регистрация через соц. сеть
После регистрации Вы сможете:
Стать книжным экспертом
Участвовать в обсуждении книг
Быть в курсе всех книжных событий и новинок