Больше рецензий

9 июня 2016 г. 13:08

980

5 О смысле жизни

Я человек, я посредине мира,
За мною - мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег во весь свой рост -
Два берега связующие море,
Два космоса соединивший мост.
Арсений Тарковский

Человек есть посредник между миром неподвижных
идеальных ценностей и природным миром.
Николай Бердяев

Человек есть великая загадка для самого себя,
потому что он свидетельствует о существовании высшего мира.
Николай Бердяев



Человек с самого детства предпринимает попытки поиска смысла многих вещей и явлений. Дети, начинающие осваивать и осознавать реальность, очень часто задают взрослым вопросы «почему» и «зачем», чем часто вызывают гнев старших. Да, к сожалению или к счастью, поиск смыслов – всегда процесс болезненный, наполненный многими трудностями, преградами и духовными и психологическими мучениями. И часто, не получая ответ, дети теряют естественную потребность искать значение слов, поступков, явлений природы и, разумеется, смысла течения самой жизни. Но по мере взросления проблемы самопознания, самосознания и мироощущения снова начинают бередить душу. Ведь только задавая себе вопрос «кто я?», «зачем, для чего я живу?» человек начинает рождаться. Известно, что рождение биологической особи – это еще не рождение личности, которая, как писал советский психолог А.Н.Леонтьев, рождается не один раз.

Итак, для начала необходимо разобраться со значением понятий «смысл» и «жизнь».
Смысл – это сущность, внутреннее содержание. Смысл зависит от знаний о предмете. Слово смысл состоит из предлога «с» и слова «мысль» – и это можно перевести как «с мыслью». Осознавать, познавать – значит, жить с мыслью о мире и себе, с мыслью, которая выражается в словах, в языке как
системе знаков, кодирующей смыслы и значения. «Вначале было слово…» Передача смыслов происходит через овладение языком. Понимаем мир мы через слова, видим мир мы через слова. Видим, называя предметы определенными словами.
Для Аристотеля смысл – «мысль о целесообразности природы и всего мирового процесса». Древнегреческий философ считал, что мир не является дурно написанной трагедией, но гармоничной целостностью, исходная причина и конечная цель которого восходит к Богу [Асмус 1976, с. 32].

Поиск смысла жизни направлен на открытие основы бытия всего существующего. Восстановление смысла жизни следует искать в христианской заповеди любви. «Евангельский призыв к любви — не утопическое мечтание, но единственный реалистический путь отстоять смысл человеческого существования» [Шрейдер 2001, с. 78].

На самом деле, эти два понятия «смысл» и «жизнь» обуславливают друг друга, связываются в единое, взаимозависят друг от друга. Смыслы не могут существовать вне жизни, как жизнь не может существовать вне смысла. Но вот какое количество и качество смысла мы вложим в жизнь, зависит полностью от нас. По словам французского философа XX века Жана-Поля Сартра, «жизнь до того, как мы ее проживем — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл»: «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее как может» [Цит.по: Попова 2010, с. 45].
В русской философии конца XIX-начала XX века выдающимся представителем экзистенциализма по праву считается Николай Александрович Бердяев. Русский мыслитель активно рассматривает проблемы личности, свободы выбора, смысла существования.

Н.А.Бердяев особо отмечает, что по своей природе человек противоречив, подчинен как внешним (общественные законы и нормы), так и внутренним (инстинкты) влияниям, поддаваясь которым он может перестать понимать себя, свою жизнь, цели своих поступков – и так и не найти смысл существования, свое истинное предназначение в мире. Такой человек находится в рабстве у общества, социальных символов – денег, славы, признания людей, – представляющих ложный смысл жизни, не освобождающих личность на пути к поиску своего глубинного «я», а, наоборот, порабощающих ее. В рабстве у такого государства, которое не оставляет места для свободы духа и мысли, государства, укрепляющего свое могущество за счет войн.
Если говорить о внутреннем мире, то следует назвать инстинкты; эгоцентризм, эгоизм, что есть самозамкнутость, сосредоточенность на своих заслугах. Эгоцентрик – раб себя самого, считающий, что находится в центре мироздания, он не чувствует себя в единстве с людьми, желает возвышаться над другими, ждет похвалы, одобрения.

Человек приходит к подобного рода заблуждениям, ибо он есть существо противоречивое: богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабье, «способное к великой любви и жертве и к великой жестокости и беспредельному эгоизму» [Бердяев 2010, с. 68]. Человек принадлежит двум мирам, он связывает эти два мира, мир животный и мир духовный – он посредник между миром высших ценностей и природным миром:
«Я человек, я посредине мира,
За мною - мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд» [Тарковский 2002, с. 97].

Соединение двух начал в человеке наделяет его качествами противоречивости и парадоксальности: «Человеческая душа раздвоена, в ней происходит мучительное противоборство противоположных элементов» [Бердяев 1993, с. 54].
Человек способен не только обманывать других, но он обманывает и самого себя. Человек сплошь и рядом сам не знает, что с ним происходит, и ложно истолковывает происходящее и для себя и для других.

Загадочность и противоречивость человека объясняется и тем, что он существо, упавшее с высоты, существо земное, сохранившее в себе воспоминание о небе, но еще и тем, что он изначально есть дитя Божье, дитя ничто, свободы. Корни его и на небе, и в Боге, и в нижней бездне. Человек – это порождение природного мира и природных процессов, и вместе с тем он живет в природном мире и участвует в природных процессах: зависит от природной среды, и преобразовывает эту среду, вносит в нее принципиально новое, человеческое начало.

Но именно в борьбе человека с внешним и внутренним миром противоречий рождается личность, наделенная свободой, творческим выбором и смыслом существования. И постигнуть смысл жизни человек, как пишет Бердяев, может только в свободе и творчестве.

Элемент свободы, по словам философа, есть в каждом творческом акте человека, в творческом замысле и в творческом взлете. «Бог-Творец сотворил человека по своему образу и подобию, т. е. творцом, и призвал его к свободному творчеству, а не к формальному повиновению своей силе. Свободное творчество есть ответ твари на великий призыв Творца» [Бердяев 1993, с. 37].

Однако трагизм человеческой жизни заключается в неправильном понимании данной Богом свободы, неверном использовании ее. «Понимая свободу как приумножение и скорое утоление потребностей искажают природу свою, ибо зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших выдумок. Живут лишь для зависти друг к другу, для плотоугодия и чванства» [Достоевский 2006, с. 323]. Все потому, что в человеке есть демоническое начало, в нем есть бездна, есть бездонная свобода, и человек может эту бездну предпочесть Богу. Происхождение зла объясняется обыкновенно свободой, которой Бог наделил тварь и которой она злоупотребила. Свободу, через которую тварь склоняется ко злу, тварь не от себя имеет, она получила ее от Бога. «Свобода есть роковой дар, который делает роковой участь человека» [Бердяев 1993, с. 64]. Сама же свобода сотворена Богом, и она проницаема для него в самой своей глубине.

Душа человека устроена так, что боится пустоты, поэтому, если она не наполнена смыслом, она наполняется обманом, фикциями, злом, завистью, стремлением к ложным модным ценностям и общественным стереотипам.

Человек наделен способностью постоянно меняться, как в лучшую, так и в худшую сторону, делать выбор неустанно на протяжении всей жизни. Состояние покоя и стабильности чуждо динамической сущности человеческой природы. И для того, чтобы всякий раз выбирать тот или иной путь, те или иные возможности, необходимо думать, осмысливать свои поступки, проживаемые события, искать и найти главную цель и не сбиваться, как капитану, с курса. Ведь человек всегда недоволен самим собой, но способен себя перерастать – именно через творческий акт переходить на более высшую ступень своего развития. «Человек есть великая загадка для самого себя, потому что он свидетельствует о существовании высшего мира» [Бердяев 1993, с. 69].


1. Асмус, В. Ф. Метафизика Аристотеля / В.Ф.Асмус. — M., 1976, с. 32.
2. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н.А.Бердяев. — М, 1993.
3. Бердяев, Н. А. О свободе и рабстве человека / Н.А.Бердяев. — М., 2010.
4. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М.Достоевский. — М., 2006. —800с.
5. Евангелие от Иоанна, гл. XII, ст.24
6. Новый Завет. Первое послание Иоанна, глава IV.
7. Попова, О. В. Н. А. Бердяев и Ж.-П. Сартр: два полюса экзистенциальной философии / О.В. Попова // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 1
8. Тарковский, А.А. Собрание сочинений в 3 томах. Т.1. / А.А.Тарковский. — М.: Худ.литература. — 2002.
9. Шрейдер, Ю. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. . — М.: «Мысль», 2001.

бердяев о смысле жизни