Больше рецензий

7 июня 2016 г. 17:06

109

5

Трипольская археологическая культура — один из важнейших этапов в развитии человечества, центральное событие меднокаменного периода в Европе. Она существовала с шестого по третье тысячелетия до нашей эры к востоку от Карпатских гор, в междуречье Днестра и Днепра, на территории современных Молдовы, Румынии и Украины. Протяженность земель, на которых проживали представители этой культуры, превышает 500 км., а площадь — 350 тысяч кв.км., т.е. сравнима с территорией современной Великобритании с Ирландией вместе взятых или Германии. В четвертом тысячелетии до нашей эры трипольцы строили самые крупные поселения неолитической Европы, некоторые из которых включали более 1600 домов. В археологии такие поселения принято называть протогородами, а иногда и прямо городами. Трипольская культура характеризуется уникальной керамикой и значительными технологическими достижениями.

Книга «Пожар Саниры» в занимательной форме, предназначенной для массового читателя-неспециалиста, описывает основные данные археологии о строении и быте трипольского протогорода. Она является единственным на сегодняшний день научно-обоснованным описанием Триполья в художественной литературе. Научным консультантом романа является проф., д.и.н. Михаил Юрьевич Видейко, крупнейший мировой эксперт по трипольской культуре. Книга богато иллюстрирована. Рисунки выполнены членом Союза художников Валерием Владимировичем Руденко, известном своим сотрудничеством с такими писателями как Олесь Гончар и Максим Рыльский.

В романе содержатся реконструированные на основе археологических данных описания: обрядов (обряд сожжения города, похороны, первый сев), строения жилого дома, строения городских укреплений, материальных предметов культа и ремесла, украшений, оружия, а также технологий возделывания земли, строительства дома, гончарных работ, добычи камня и т.д. В одной из глав романа также содержится описание деревни археологической культуры воронковидных кубков, современной трипольской и соседствовавшей с ней на северо-западе.

Роман базируется на современном этапе развития археологической науки. Приведенные факты подтверждаются соответствующими данными раскопок. В тексте встречаются отдельные неточности, которые не влияют на общую историческую достоверность книги. Данные неточности отмечены и проанализированы М.Ю.Видейко в послесловии к роману. Однако мнение уважаемого Михаила Юрьевича о матриархате в трипольской культуре нам кажется несколько схематичным. При совершенно справедливом отрицании матриархата как общества доминирования женщины у трипольцев проф. Видейко заявляет о доминировании в таком обществе мужчины, что противоречит таким археологическим фактам, как подавляющее преобладание среди трипольских находок женских изображений и фигурок, а также общепринятой в настоящее время теории о культе Богини-Матери в Европе тех времен.

По жанровой принадлежности книга является детективом, повествующем о расследовании ряда преступлений, совершенных в трипольском городе. Не обладая достаточной экспертизой, чтобы оценить художественные достоинства книги, хочу, однако, отметить, что фабула романа интересна.

Роман «Пожар Саниры» рекомендован любителям как исторической, так и остросюжетной литературы.

Благодарю Э.Данилюка за предоставленный экземпляр книги.