Больше рецензий

6 июня 2016 г. 15:34

2K

4

На днях дочитал нашумевшую после своего выхода и продолжающую будоражить читателей по сей день книгу Петра Яковлевича Чаадаева - всемирно известные "Философические письма". Произведение это, конечно, весьма неоднозначное, но трудно не согласиться с тем, что оно после себя оставляет массу размышлений!

Честно говоря, непросто совсем без спойлеров рассказать о "Письмах", но я постараюсь свести их к минимуму, указав лишь несколько тезисов, к которым по ходу прочтения пришёл сам.

Помнится, Николай I Чаадаева за эти письма прозвал сумасшедшим... Честно говоря, размышляя над теми или иными мыслями, что высказал Пётр Яковлевич, понимаешь, что с ним трудно не соглашаться! Лично я, по крайней мере, не раз и не два по ходу прочтения осознавал, что мысли, которые он в "Письмах" описывает, посещали и меня!

У него стоящий анализа взгляд на историю человечества. Так, по Чаадаеву, все мировые историки, равно как и историография в целом, подходят к историческому процессу неверно. Делать это нужно исключительно через призму проявлений на земле Божественной воли. Иными словами, смена эпох, крах одних стран и народов и появление других, равно как и незыблемость третьих - это воля Творца, и весь мировой исторический процесс является путём человечества по тем этапам своего развития, что, пусть порой и завуалированно, указаны в Священном Писании и Священном Предании.

Помимо вопросов исторического развития России, Западной Европы и мира в целом, Чаадаев касается ещё массы нюансов общественного, политического, гражданского, национального, религиозного толков. Так, например, крайне любопытным является его подробное наставление собеседнице-получательнице писем (некоей "Сударыне") о правильной, с религиозной точки зрения, организации жизни в современной ему России. Или вот, например, мнение Петра Яковлевича по поводу идей и традиций. Он считал, что мысль должна пройти период становления в несколько поколений, и только после этого она становится достоянием сначала какого-то конкретного народа, а затем и мира в целом. И подобных наблюдений/рассуждений в "Письмах" огромное количество, поверьте! Опять-таки, не буду далее их раскрывать, дабы не портить вам собственного знакомства с этой книгой.

Мне часто приходилось слышать и читать, что Чаадаева считали едва ли не поборником Православной церкви и ярым сторонником церкви Римско-Католической. Не могу заявлять об этом вопросе что-либо с совершенной уверенностью, так как по одним "Письмам" судить о столь важном и сложном вопросе нелегко, да и неправильно. Однако, основываясь именно на одном произведении, могу сказать, что конкретно в нём ничего такого я не увидел. Да, Чаадаев защищает институт Папства, считая именно Папу Римского главой Вселенской церкви. Да, он позволяет себе пару риторических вопросов в адрес Русского Православия (например, почему же Церковь не вступилась за крестьян в эпоху их закрепощения?), но я в этом не вижу ничего кощунственного в адрес государственной религии Российской Империи. Это болезненные вопросы, но лично я их воспринял не как выпады, а исключительно как наболевшие вопросы, которые действительно автора "Писем" волновали, а интерес к поднятым в них темам я считаю, наоборот, крайне полезным и правильным! Да и, в конце концов, он до конца жизни посещал, будучи москвичом, именно православные храмы, и именно как православный похоронен. Так что, дамы и господа, прекратите приписывать Чаадаева к лону Католической церкви. Это попросту неверно ни с исторической, ни даже с этической точки зрения!

Хотел бы и ещё чего-нибудь из Чаадаева почитать. К счастью, мой читательский багаж уже достаточно немал, чтобы адекватно воспринимать труды Петра Яковлевича. Это не значит, что я во всём с ним согласен. Я считаю, что это, даже для развития собственного ума и кругозора, не говоря обо всём остальном, очень и очень полезно!