Больше рецензий

5 июня 2016 г. 18:41

349

4 "Как все похоже на целлофан"

Безумие
Там, где с Землею обгорелой
Слился, как дым, небесный свод, —
Там в беззаботности веселой
Безумье жалкое живет.. .

Под раскаленными лучами,
Зарывшись в пламенных песках,
Оно стеклянными очами
Чего-то ищет в облаках.. .

То вспрянет вдруг и, чутким ухом
Припав к растреснутой Земле,
Чему-то внемлет жадным слухом
С довольством тайным на челе.. .

И мнит, что слышит струй кипенье,
Что слышит ток подземных Вод,
И колыбельное их пенье,
И шумный из Земли исход!. .
Ф. Тютчев

Как всегда Курт Воннегут подает важнейшие проблемы человечества в своей уникальной манере. Расизм, обесчеловечивание цивилизации, раболепство перед машинами, увеличение яркости социального неравенства, безжалостное уничтожение Матушки Природы – всё это выставлено в «Завтраке для чемпионов» в едкой сатире, украшено сухим языком, детской наивностью и примитивным изобразительным искусством.
...я когда-то пришел к заключению, что ничего святого ни во мне, ни в других человеческих существах нет и что все мы просто машины, обреченные сталкиваться, сталкиваться и сталкиваться без конца. И, за неимением лучших занятий, мы полюбили эти столкновения... И было во мне не больше святого, чем в «понтиаке», мышеловке или токарном станке.

Книга напичкана героями, которые, не смотря на свои статусы и финансовые положения, все взаимосвязаны и являются элементами одной большой цепочки, балансирующей над хаосом. В центре – трое: богатей Двейн Гувер, фантаст-социопат Килгор Траут (его книги частенько всплывают в других произведениях Воннегута) и сам автор-создатель, который не выступает незаметным смотрителем со стороны, а является активным участником всех событий. Эти персонажи хорошо показывают всю иронию уклада нашего мира: есть богатые, владеющие всем и вся, но не понимающие, что они также беззащитны перед ужасами мироздания, как и все бедняки; есть унижаемые нашей Земли, которые прячутся в своих лачугах, подальше от ярких красок богатства, но которые смогли обрасти защитой от безумства мира, а также есть судьба, которая не делит людей на классы, а выдает испытания хаотично и жадно наблюдает за последствиями. Автор, как вершитель судеб, играет с читателями в различные игры: прячет подальше истину, требует догонять неизбежность конца и расставляет загадки по всему тексту.

Вся абсурдность происходящего, вставки о фантастических мирах, милые рисуночки, психоделическая вакханалия заставляют то веселиться, то грустить; то ехидно хмыкать, то с тоской вздыхать. В принципе, это типичная подача грехов мира в литературе постмодернизма. Но подача безнадежности у Воннегута уникальна и легко узнаваема. Этакий постмодернизм по-воннегутовски, который читатель либо поймет и полюбит, либо закроет от ужаса книгу и посчитает писателя очередной жертвой вредных веществ. Но я лично не могу не признать его гениальность, как собственно и его сумасшествие…

Вы подавлены, вы деморализованы, и это так понятно. Конечно, устанешь, если всё время приходится мыслить во вселенной, бессмысленной по самой своей природе

картинка Fiolent

Комментарии


Вы в оригинале читали?
На впечатление от произведений Воннегута сильно влияет выбор перевода. Мне вот с этой книгой не повезло, потому может быть и впечатлила она меньше, чем "Колыбель для кошки" или "Бойня №5".


Читала в переводе, но иногда заглядывала в оригинал, косяки перевода чувствуются. Меня сразу смутил "Черный понедельник")


Действительно, Воннегут уникален. Белая ворона! И нет ему места среди обыденности))