Больше рецензий

5 июня 2016 г. 14:31

961

5 Гауф - воспитатель

Произведения великого сказочника Вильгельма Гауфа, волею судьбы которому не суждено было дожить и до 25 лет, не просто извечно популярны, каждая полка с детскими книгами выглядит незавершенной, если на ней не упоминаются такие наименования как "Карлик Нос", "Маленький Мук", "Холодное сердце", "Калиф-аист". Неповторимые волшебные миры Гауфа не нуждаются в представлении, но, как и всякая детская литература, получили признание не только у детей, но и доказали свою состоятельность на терпкой ниве педагогического воздействия. Конечно, со сказками все гораздо сложнее и гораздо проще - народная молва и традиции не ставятся под сомнение, хотя порою и выглядят при современном рассмотрении довольно странно. Другое дело - сказки авторские, где тот же Гауф привнес в каждый свой труд какую-то часть своей неповторимой личности, которая не только завоевала популярность среди маленьких читателей, но и получила одобрение старших, доверивших автору мягкий воск еще несформированных детских душ. Задавшись вопросом приоритетов в сказках Гауфа, чем мог он привлечь многочисленных воспитателей, мысленно возвратился к текстам самых популярных сказок автора.

Волшебное вмешательство, как обязательный атрибут, имеет место во всех его основных трудах, хотя и не всегда есть во второстепенных, но, несомненно, блещет разнообразием. Так в "Маленьком Муке" присутствуют туфли-скороходы и волшебная трость, в Карлике-Носе - целая индустрия превращений с помощью лечебных трав, в "Холодном сердце" - исполнение желаний с помощью волшебников, в "Калифе-аисте" - волшебный порошок. И, если Маленький Мук изначально обиженный судьбой и злыми людьми, выстрадал волшебные предметы (он получает их в качестве компенсации за горести и муки, открывая для себя возможности показать лучшие свои стороны), то калиф Хасид, уже обласканный фортуной, приобщился к волшебству с явным намерением судьбы проверить его человеческие качества. Жениться вслепую, очевидно, для калифа равносильно подвигу пионера-героя. Самые обычные люди - Питер Мунк и Якоб-Карлик-Нос подвержены вмешательству в их жизнь волшебных существ. Питер долгим и тернистым путем избавляется от воздушных замков, которые у современного человека должны олицетворять порок, жадность, тщеславие и тягу к гламуру. Бедному же Якобу вообще выпали на долю длинные и унизительные годы лишений, всего лишь за невинную попытку грубо обойтись со старухой, которая вполне этого заслуживала. Вероятно весь цинус в том, что Якоб представлял торговое сословие, к которому предполагаются особенные требования. Момент неуважения к старшим присутствует как и в "Холодном сердце" (Питер Мунк забыл о сыновнем долге), так и в "Маленьком Муке"(повествование идет от имени отца, который рассказывает историю сыну, прежде чем выдрать его за непочтение к Муку) . За подобный проступок в сказках Гауфа карают показательно и безжалостно.

Как водится, справедливость в итоге восторжествовала везде. Все герои выстрадали прощение (можно заметить, что страдания находят любого главного героя сказок) и даже кое-чему научились по ходу повествования. Лизбет ожила, Хасид вернул свое положение (попутно оказалось, что он был относительно справедливым правителем), Якоб оживил гусыню, Мук получил назад свои вещи. Верхом возмездия справедливости является малоизвестная сказка Гауфа "о гульдене с оленем", где главному герою пришлось предварительно и довольно рано умереть, чтобы его злые братья обломались с наследством и смогли ощутить всю глубину собственных заблуждений. В раскаяние братьев верю с трудом, но во всех остальных сказках оно налицо. Таким образом, если кратко подытожить, то основными идеями творчества Гауфа можно бы было посчитать:

1. Вселенскую справедливость.
2. Скромность (она же смирение).
3. Уважение к старшим.

В итоге, волшебство не встречается в мирах Гауфа повсеместно, он делает лишь небольшое допущение, дабы предоставить возможность своим героям проявить то, что было заложено в них изначально природой без всякого волшебства.

Остается только догадываться - какой именно проверке и какой именно колдуньи подвергся сам Гауф, если ушел навсегда так рано и успел сделать так много. Судя по всему, волшебные испытания Вильгельм Гауф вполне осилил, потому что не пожелал возвращаться в этот мир, столь несовершенный и столь нуждающийся в лечении. Но в этой области он преуспел еще при земной жизни, ибо на его сказках выросло не одно уже поколение людей с холодными сердцами, грубых братьев Куно и завистливых слуг султана. Может быть без сказок Гауфа их бы было намного больше?