Больше рецензий

Anonymous

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 июня 2016 г. 11:45

4K

5

После этой книги не осталось никакой возможности бездумно верить в какие-либо суеверия или даже религии. Автор весьма тактично обходит стороной христианские практики и теории, за исключением тех, что явным образом были заимствованы из язычества, но после прочтения оказывается, что христианство - это переосмысленное поклонение богу урожая, ничем не отличающееся от другой практики по всему миру: люди хотят есть.
Завязка книги очень простая. Известен такой ритуал: в некоей роще под Римом живёт жрец. В какой-то момент приходит претендент на этот пост; ему необходимо сорвать некую золотую ветвь со священного дерева и одолеть в поединке предыдущего жреца. Казалось бы, что за дикость в просвящённом Риме? Автор решает разобраться в вопросе. Для этого он изучает ритуалы огромного числа народностей со всего света и находит аналогии. Кроме того, благодаря этому ему удаётся найти связь между ритуалами, которые на первый взгляд не имеют ничего общего.
В сухом голом остатке все рассмотренные ритуалы имеют одно общее основание, как я уже рассказала выше: вознести молитву богу урожая, чтобы он послал дождь, отвадил существ, могущих нанести ущерб растениям и животным, повысил плодородность и гарантировал достаточное количество пропитания для народа на год. То есть во что бы то ни было на свете можно верить только при единственном условии: если ты правда веришь, что твои ритуальные действия (молитва, жест или череда действий) действительно могут повлиять на урожай. А поскольку в современном мире такой точки зрения придерживаться крайне трудно в силу развития науки, которая объясняет природу вещей, любая вся религия разваливается на корню.
Очень интересное объяснение дано в самом начале книги о том, как "работает" магия. Магия лежит на двух китах - магии подобия и магии воздействия. Магия подобия - это когда подобное вызывает подобное, например, когда сотрудники ГИБДД натирают жезлы крупными купюрами, чтобы притягивать больше взяток. Магия воздействия - это когда делаешь фигурку вуду и подмешиваешь в воск волосы человека, на которого собираешься воздействовать, или подмешиваешь в любовный напиток собственную слюну. Поскольку в основе любой магии лежит один из этих двух принципов, она или вся работает, или вся не работает. А поскольку в наше время очевидно, что магия не работает, нет смысла плевать через левое плечо, стучать по дереву и избегать углов стола и чёрных кошек - ничто из этого на жизнь человека не влияет.
Тем не менее, Фрэзер призывает не относиться к предкам как к идиотам. Всё-таки науки тогда ещё не было, принципы физики и химии не были понятны, а мировоззрение было совсем иным, так что искренняя вера в то, что без ежегодного ритуала лето не начнётся, хлеб не вырастет, а корова не даст молока, - это не причины для насмешек. Весьма трогательная забота об имидже древних людей. Ну и заодно шпилька в адрес тех, кто до сих пор придерживается древнего образа мысли, т.е. таки умудряется в наш просвещённый век верить в богов и чудеса.
Самое удивительно в этой книге для меня - это глубинная связь между абсолютно разными народами. Можно, конечно, предположить, что народы мира независимо друг от друга пришли к выводу, что надо весной сжигать бога старого урожая и т.п., но больше напрашивается идея, что подобное верование родилось вместе с человечеством в глубине Африки и распространилось на все континенты по мере расселения первобытных людей. Чёрт возьми, мы такие разные, но все мы братья.
В общем, весьма полезная книга для понимания мира вокруг нас.