Больше рецензий

kassiopeya007

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 июня 2016 г. 13:49

500

5 Смешной ученый мир

Роман Кельмана «Измеряя мир» я прочитала давно, но до сих пор осталось какое-то странное послевкусие жажды неизведанного. Ведь именно этим занимаются герои романа — два великих ума 19 века, Александр фон Гумбольдт и Карл Гаусс.

Фамилия Гумбольдта мне хорошо известна с филологического факультета, вот только это другой Гумбольд — Вильгельм, брат Александра, тот, который развил учение о языке как о постоянном творческом процессе и основал лингвистику как науку. В данном произведении его образ, скользящий мимо повествования, весьма тяжел и жесток. Интересно было познакомиться с ним с этой точки зрения, со стороны брата. Но сейчас не о нем.

Две основные вещи, на которые обращает внимание Кельман, исследуя биографии великих ученых, — это первое: любой может стать великим, несмотря на свой социальный статус, — и второе: исследовать мир можно, как путешествуя по всему земному шару, так и оставаясь всю жизнь в одном маленьком городке (мы говорим про эпоху без интернета и нанотехнологий).

Действительно, барон-аристократ, получивший великолепное воспитание и образование из уст великих ученых и писателей, Александр фон Гумбольдт, может потягаться своим умом с вундеркиндом Карлом Гауссом, родившемся в семье обычных крестьян, которые ни читать, ни писать не умели. И те великие открытия, которые Гумбольд соверишил в экспедициях по Южной Америке и России, Гаусс совершает, находясь в немецком городке Брауншвейге, просто вглядываясь через телескоп в небо. Поражает. Восхищает.

Немыслимо интересно наблюдать за исследованиями и инновационными разработками в то время, когда не было вычислительных машин и сложных механических приборов, когда спутниками путешественника были секстант и обычная линейка. Куда мы без вас, гениев науки, которые продвинули 19 век на чистом энтузиазме!

Но есть еще одна вещь, которой касается Кельман в своем романе, — порой гении бездушны и жестоки, они асоциальны, у них отсутствуют эмпатия, сочувствие, чувства по отношению к ближним. Так Гаусс гнобит своего сына, который закономерно открывает в конце романа путь из затхлой Европы в страну Свободы — в Америку. А Гумбольд в своих путешествиях закрывает глаза на совершаемые людьми ужасы, отказываясь это понимать: ни насилие над женщинами, ни каннибализм, ни страдания его верного попутчика абсолютно его не трогают. Точнее, он попросту отказывается об этом слышать и это видеть. Жуткий эгоцентрик и эгоист, да еще и с особыми сексуальными наклонностями, на которые от также закрывает глаза, отказываясь принять своё физическое существо.

Несмотря на всю сложность поднимаемой темы, Кельман пишет так, что текст проглатываешь дня за два — интересно, увлекательно, легко. Взгляд на происходящее автора и лауреата премии Томаса Манна весьма интересен также потому, что повествование идет через призму черного юмора или этакого юмора оправдания — смешно над несмешным, смешно о гениях. Так просто и ясно, что читая, пытаешься унять расползающиеся в улыбку губы, ведь порой ты тоже попадал в такие ситуации и вел себя по-дурацки, но это ты, а тут великие умы, гении. Приземленность вундеркиндов — вот та тайна которую открывает Кельман каждому читателю. Они такие же, как мы: порой несносные, злые, глупые, несимпатичные, дикие, сумасшедшие, закрывающие на что-то глаза, отказывающиеся чувствовать или верить, знающие до последнего и доказывающие всем свою правоту, но такие человечные. Всё равно — человечные.

Комментарии


Взгляд на происходящее автора и лауреата премии Томаса Манна весьма интересен...

Спасибо за рецензию! Книга заинтересовала. Объясните только, пожалуйста, какое отношение имеет к ней Томас Манн (возможно, я чего-то не понимаю).


Кельман - лауреат премии Томаса Манна.

Рада, что книга заинтересовала. Читайте!


Буду читать! Еще раз спасибо за рецензию и за комментарий!