Больше рецензий

tatianadik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 мая 2016 г. 00:27

709

4 Дорога в космос

Юрий Алексеевич Гагарин. Сергей Павлович Королев. Два смелых человека, изменивших мир. Два исторических образа, с которыми навсегда связано первое космическое утро планеты Земля.

Книга Первушина дает самое, наверное, на сегодняшний день полное представление об истории развития космонавтики в нашей стране. И начинает автор с самого начала – с монографии Ньютона о необходимости развития первой космической скорости для любого тела, желающего покинуть земную колыбель и работы Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой доказывается, что полеты в космос могут быть осуществлены только при помощи ракет с двигателями на жидком топливе.
Далее автор знакомит нас с информацией о разработках Оберта и Вернера фон Брауна, воплотившихся в ракетах Фау-2, доставшихся Советскому Союзу в качестве военных трофеев и разработках российского ученого Цандера, создавшего прототип первого реактивного двигателя.
Их знакомство с С. П. Королевым стало первым шагом на пути создания в Союзе космического ракетостроения. И без гения Королева это никогда бы не случилось или случилось бы много позже и без первенства в запуске первого космонавта. Это время вообще было эпохой гигантов – в разоренной войной, практически нищей стране с нуля создавался будущий ракетно-ядерный щит государства.

Дорога в космос для России начиналась (слово не выкинешь) через реализацию программы освоения ракетного оружия и только позже наше политическое руководство осознало, насколько освоение космического пространства может поднять международный авторитет страны.

Дальше будут Подлипки и Капустин Яр – они же позже ОКБ-1 и РКК- Энергия, двигатели Глушко ОКБ-456 в Химках и космодром в казахской степи – полигон Тюра-Там, будущий Байконур. В то же время создается Измерительный комплекс – сеть станций слежения и приема сигнала со стартовавшей техники. Для этого создана целая сеть НИП-ов – научно-измерительных пунктов в северо-восточном и юго-восточных направлениях. А позднее для покрытия «белых пятен» в приеме сигнала был собран целый флот в рамках Четвертой тихоокеанской гидрографической экспедиции под флагом гидрографической службы ВМФ СССР.

Между тем ракетная техника требует новых решений, и научная группа Тихонравова выдвигает революционную идею о пакетном соединении ракет, но она не находит поддержки в верхах и тогда заказ Королева спасает научную группу. Он и дальше присматривал за их работой, а позже забрал их под свое крыло и результатом стали составные межконтинентальные ракеты и первая ракета для космических полетов.
В основу конструкции новой Р-7 было положено разделение ступеней и на ней запустят в космос первый спутник. На этом этапе всем стало понятно, сколь престижно иметь приоритет в освоении космоса, и гонка с Америкой шла полным ходом. 4 октября 1957 года наши НИПы приняли сигнал первого спутника. Далее последовал запуск на орбиту несчастной Лайки (заранее было известно, что собака с орбиты не вернется) в честь 40-летия революции и третий спутник. Для координации связи создается ЦУП. В то же время С.П. Королев усиленно продвигает свою Лунную программу. Для отправки ракеты на Луну ракете требовалась третья разгонная ступень. В первый запуск ракета мимо Луны промахнулась, во второй – доставила на Луну вымпел. Третий запуск дал возможность сфотографировать обратную сторону нашего спутника – впервые в истории. Автор пишет:

Все эти успехи имели решающее значение для дальнейшего развития советской космонавтики. Ракетно-космическая отрасль окрепла и могла решать всё более сложные задачи, обходя любые трудности. Созданная наземная система управления доказала свою состоятельность. Впервые были опробованы трехступенчатые ракеты-носители, командные приборы, ориентация космического аппарата в пространстве и прием телевизионного изображения с его борта. Этот задел был блестяще использован при создании пилотируемого космического корабля.

Приоритетным стало направление пилотируемых полетов. Работать над кораблем, способным доставить на орбиту космический аппарат с человеком на борту и благополучно вернуть его на Землю, взялся Константин Петрович Феоктистов, которого сегодня по праву называют «отцом» космического корабля «Восток».
Первая пара собак , которую отправили тестировать новую ракету, разбилась. Белка и Стрелка - благополучно приземлились, став очередным поводом для гордости советского правительства. Вот понимаю и важность проблемы, и необходимость таких испытаний, а все равно читать про эксперименты с собаками не могу.
В это же время была запущена автоматическая станция на Марс.

И две следующие и самые для меня увлекательные части книги относятся к набору первого отряда космонавтов, их тренировкам и полету Гагарина. Как читали курсантам лекции по ракетной технике, динамике полета, конструкции корабля и отдельных его систем, изучались астрофизика, геофизика, космическая связь и многие другие узкоспециальные вопросы. Как выполнялись нормы по прыжкам с парашютом, как они выдерживали запредельные перегрузки на тренировках, как впервые познакомились с состоянием невесомости. И уже тогда

космонавт Герман Титов указывает на особенность личности Гагарина, которая, несомненно, повлияла на последующий выбор: «Я обратил внимание на одну из самых, пожалуй, характерных черт Гагарина – его постоянную готовность к самым трудным испытаниям. Касалось ли это упражнений в условиях невесомости, тренировок на центрифуге, длительного пребывания в сурдокамере или парашютных прыжков – всегда он предлагал: «Можно сначала я?»»

Безусловно сыграла свою роль и симпатия Королева, и отличные баллы по всем испытаниям.
И последний этап – это сам полет. И подробно воссозданная стенограмма переговоров Гагарина с Землей. Меня поразило, как терпеливо и спокойно отвечал он на вопросы многочисленных операторов, Королева и своих товарищей, с какой выдержкой ждал конца предстартовой подготовки, как достойно держался во время самого полета и подробнейшим образом воспроизвел все это в докладе руководству. А ведь не понимать, чем может кончиться полет, он не мог. Очень смелый человек.
И завершу цитатой:

Образ Юрия Гагарина – один из немногих по-настоящему светлых образов в жестокой истории ХХ века. И он уникален. В самом деле, разве найдется другой человек, который в одночасье стал олицетворением нового и блистательного пути для целого человечества? Улыбка Гагарина объединяет всех, возвращает романтику, заставляет хотя бы на короткий миг забыть о сиюминутном и задуматься о будущем. А еще Гагарин – гордость нашей Родины.

Комментарии


отлично, спасибо! Первушин — очень дельный автор, уважаю его.


Спасибо, что оценила, Оль! :)) А автор гигант, конечно, столько интересной информации собрал и обработал! И лишний раз напомнил о том, о чем нельзя забывать. :))


у него и наград много, причём в основном за публицистику об НФ, смотри


Да, список солидный. Нужно у него что-нибудь художественное почитать.

Если в начале 1990-х годов я полагал, что всю оставшуюся жизнь буду писать социально-психологическую фантастику а-ля поздние Стругацкие...

Что-нибудь отсюда :))


я у него из художки только "Код Армагеддона" читала, кажись. и то по соавторству с Н. Большаковым определила :))


А эта книга в электронке есть? Хотела бы стенограмму почитать.


Да, и в электронке есть, и переиздали недавно.


Нашла в сети текст стенограммы. Невероятные ощущения.


Вот точно :))


При желании в сети можно найти и саму запись, с голосом Гагарина и Королева. Яндекс ее использовал в своей реконструкции.


Спасибо, я только фрагменты записи слышала. Руки не доходят прослушать всю.


Татьяна, спасибо за прекрасную рецензию.
Замечу лишь по поводу:"Меня поразило, как терпеливо и спокойно отвечал он на вопросы многочисленных операторов, Королева и своих товарищей, с какой выдержкой ждал конца предстартовой подготовки, как достойно держался во время самого полета и подробнейшим образом воспроизвел все это в докладе руководству".
Как пишет Н.П. Каманин в своем "Скрытом космосе" все предполетные, предстартовые, стартовые пленки были записаны заранее. Прессконференции репетировались, в том числе с участием журналистов. Доклады руководству "прогонялись" естественно тоже.


Спасибо :))
Обо всем, что связано с первым полетом, все причастные лица спешат поделиться секретными сведениями :)) О Каманине Первушин в своей книге плохо отзывается, пишет, что Каманин сам давал массу некорректной информации и даже фальсификаций сразу после полета и в дальнейшем (глава "Гагарин и цензура"). Если ему тогда ничего не стоило соврать, то что стоят его позднейшие "разоблачения"? Да и непонятна цель обнародования таких предварительных записей. Может их и делали на случай провала, но поскольку полет прошел успешно, то естественно было выложить подлинные записи. Тем более, что сейчас все они находятся в свободном доступе и их могут анализировать все, кому не лень. Зачем же давать повод для сомнений? Что-то это на очередную теорию заговора смахивает и желание Каманина привлечь внимание к своей персоне.
Первушин собрал по первому полету огромную базу данных и он не упоминает о возможной фальсификации этих записей. Я предпочитаю верить ему, а не Команину. :))


"17 марта (1961 г.) Я дал задание операторам не жалеть пленки и наиболее полно заснять космонавтов, их быт, тренировки, подготовку к старту и сам старт в космос. Со мной прибыли три наших кинооператора Кордюков, Павлов, Анисимов». Н.П. Каманин. («космонавтов» - это Гагарин, Титов, Нелюбов, «прибыли» - это на космодром Тара-Тюм).
Странное вранье с фамилиями свидетелей - операторов)).
На вопрос зачем делались эти записи: конечно же не на случай провала. Совершенно понятно, что в случае провала записи идеального старта совершенно не нужны, разве что для полной фальсификации полета, на что не решились бы самые безголовые «лакировщики».
Дело в том, что каждый (подчеркиваю: каждый) старт, сопровождался многочисленными отказами в системах управления, связи и др., выявляемыми незадолго или непосредственно перед пуском ракет. Многие старты переносились по неисправностям от 1 часа до 5-ти суток. Так и 12 апреля 1961 г. был отказ по системе открытия-закрытия люком корабля, которая устранялась «на ходу» (Гагарин был уже на рабочем месте).
Поэтому каждый реальный старт «имел свою специфику» и мало походил на формализованный (предписанный инструкцией). Однако, понятно, что для страны и мира все должно было выглядеть «без сучка и задоринки». Это конечно не сто процентное доказательство, что обнародованы были досрочные записи. Но из собственного «опыта эксплуатации жизни» зная, как все реально делается в авиации и космонавтике, полагаю, что таки да).
Самое интересное, что Н.П. Каманин об этих предварительных записях сообщает, как о чем-то абсолютно нормальном, без малейшей сенсационности или разоблачительности (как и, например, о том, что космонавты «свои» статьи в газеты «подписывали», а не писали) (Боже упаси! Кого генерал-полковнику разоблачать? Самого себя?!).
Впрочем, я не буду категорично «верить» или что-то утверждать пока не прочитаю вторую сторону – Первушина.
Хотя, при оценке исторического факта свидетельство очевидца для меня много ценнее свидетельств потомка – собирателя сведений. Ну и «весовые категории» разные…


Да, категория "веры" здесь неправильная, конечно :)) Но все-таки "единожды солгав..." Очевидец-то как бы и раньше был не всегда правдив. Может со временем найдутся еще чьи-нибудь свидетельства, которые прояснят ситуацию. Не буду спорить со знающим человеком - читай, потом с удовольствием послушаю твое мнение :))


В путь! Не отпускает космическая тема:)