Больше рецензий

26 мая 2016 г. 20:27

211

5

Рецензия написана в рамках игры "Урок литературоведения".

Открывая книгу, я видела имя Толстого, соответственно, планировала расширить свои знания о нём, почитать что-то биографическое. Смутно понимала, что это что-то должно было быть связано с отношением Толстого к религии, толстовством, отлучением писателя от церкви. Таковы были ожидания. Они оправдались, но книга оказалась глубже и интереснее темы Толстой и церковь.
Благодаря книге познакомилась с фигурой Иоанна Кронштадтского. Он занимает в структуре книги ничуть не меньшее место, чем Толстой.

Вначале П. Басинский приводит разговор , состоявшийся в конце 19 века между Александром III и фрейлиной Толстой, тетушкой Льва Николаевича. Предмет разговора был в том, кто является самыми популярными людьми в России. Тогда -то и были произнесены 2 имени: Лев Толстой и Иоанн Кронштадтский, властители дум и чувств на рубеже 19-20 веков.

Книга состоит из нескольких глав, каждая из которых посвящена писателю или священнику. Но главы не замкнуты на героях, внутри идет их постоянное сопоставление- противопоставление, как будто идет непрекращающийся диалог между героями. Это сопоставление-противопоставление начинается с детства героев и заканчивается их могилами....

Например, цитата о детстве:

Если одним словом обозначить разницу между условиями детства, отрочества и юности, Льва Толстого и Иоанна Кронштадтского, то этим ключевым словом будет "выбор". Даже в детстве и отрочестве, не говоря уже о юности, Лев Толстой имел возможность выбирать модели своего поведения, Иван Сергеев - нет.

Хороши красочные сравнения

Толстой спорил с Церковью вовсе не как сохзнательный агрессор, которыйй задался целью разрушить её из-за гордыни своего ума. Но при этом объектиквно Толстой оказался именно агрессором. Он был подобен медведю, который вломился в улей с пчёлами, искренне полагая, что эта тонкая и сложная организация производства мёда всем хороша, но в ней слишком много лишнего, а потому она должна быть реорганизована на простых "медвежьих" началах. И в первую очередь нужно, конечно, убрать всех "трутней", которые о себе слишком много "исторически" возомнили.

Ещё одна цитата:

...Толстой занимается именно этим: берется разумом за христианство и последовательно истребляет в нём всё, что ему представляется неясным, спорным, провоцирующим на разного рода взаимоисключающие толкования, а в итоге уничтожает в Евангелии всю поэзию, по справедливому замечанию современного литературоведа И. Л. Волгина.


Исследование подкупает множеством переработанного материала, нетенденциозностью, автор не принимает чью-либо сторону, сочетает научный подход и доходчивость.