Больше рецензий

Kasumi-sama

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 мая 2016 г. 15:59

328

5 Окна с видом на людские судьбы

Это незатейливая книга — всего пять небольших зарисовок, словно пять окошек в глухой стене. Открываешь первое и оказываешься в темном зале маленького кинотеатра, отворяешь второе — и ты уже на террасе стареющего особняка слушаешь симфонию Брамса, за третьим — комната, где одинокий человек смотрит на электронный снег, четвертое покажет тебе страницы из фотоальбома, каждая фотография которого — память о прожитых годах, заключенная в истории, а пятое откроется в душный зал ожидания вокзала, где, говорят, видели женщину, похожую на Богородицу.
Когда берешь в руки книги Горана Петровича, то ждешь от них уже привычного погружения в мир магического реализма, ярким представителем которого является автор. Но от этой книги не ждите ничего такого. Это реализм, но никак не магический, а самый что ни на есть живой. Он причиняет боль, заставляет думать, переживать, от него на глазах наворачиваются непрошенные слезы.
Наверное, если бы меня попросили охарактеризовать этот сборник одним словом, я бы назвала «печаль». Потому что именно эта эмоция преобладает здесь. В книге нет радости, и даже редкие позитивные моменты являются нам с флером печали, грусти. Чтобы понять «Различия» нужно быть с ними на одной волне — если вы возьметесь за книгу, когда вас переполняет счастье, то вы просто не сможете оценить ее по достоинству, ведь в этих серых оттенках, что здесь преобладают, таится ее очарование. Это книга для дождливого осеннего вечера, когда так и тянет подумать о жизни, а может, и о смерти. Чтобы «совпасть» с книгой жарким майским днем мне пришлось искусственно создать себе атмосферу уныния (как ни странно, мне в этом помогли песни Сезарии Эворы), хотя в остальном мое настроение очень точно совпало с основной нотой сборника.
Первая новелла — «Найди и обведи» — это альбом с фотографиями – годами жизни. Она, скорее, автобиографична, во всяком случае производит такое впечатление. Молодой писатель перебирает свои старые фотографии, за каждой из которых стоит целая история. У каждого из нас найдется немало таких фотографий, за кадром которых остались ссоры, смех, слезы, радости и несчастья, и лишь мы сами, те, кто знает историю создания этих фотокарточек, можем рассказать о них нечто такое, о чем просто невозможно догадаться при простом постороннем взгляде.
Вторая новелла — «Последний киносеанс» — лично на меня произвела особенно сильное впечатление. Сначала, будто кадры странного кинофильма, нам показывают людей, пришедших в кинотеатр. О нет, это вовсе не случайные люди, это завсегдатаи! Сторонний наблюдатель, имени которого мы, к сожалению, так и не узнаем, расскажет нам все про них: кто они такие, зачем пришли сюда в тот день, а также и то, что с ними произойдет через много лет. Такие разные, но навсегда связанные тем самым «последним киносеансом». Возможно, не нужно здесь искать некий потаенный смысл, может, его здесь и нет. Разные причины были у этих зрителей, чтобы придти в кино. И даже нельзя сказать, что тот день для кого-то из них стал судьбоносным — судьбы их всех сложились так, как должны были, и тот поход в кино не стал заметной вехой в их жизни, как, впрочем, и показали «заключительные кадры» новеллы, но для нас, читателей, они навсегда останутся зрителями кинотеатра «Сутьеска», что бы там дальше с ними ни произошло.
Третья новелла — «Над пятью потрескавшимися цветочными горшками» — рассказывает о прикованном к инвалидному креслу старику, который всю жизнь пытается достучаться до небес с помощью третьей симфонии Брамса. Возможно, когда ему это удастся, он сможет задать главный вопрос, терзающий его всю жизнь.
Четвертая новелла — «Богородица и другие видения» — на мой взгляд, самая странная. Здесь снова множество людей, о судьбах которых нам рассказывает автор (откуда только он столько о них знает, если он просто такой же попутчик?), но помимо них посреди душного вокзала, словно ниоткуда, возникает Богородица с младенцем. Она возникает и так же бесследно исчезает, словно ее и не было, но мало кто это замечает — видение, одним словом.
Пятая новелла — «Между двумя сигналами» — это просто история об одном одиночестве, которое прячется внутри простого мужчины. Оно нашептывает ему, что мир вокруг не стоит его внимания, что ведь так хорошо одному, дома, перед включенным телевизором с пятьюдесятью двумя каналами. Но однажды по телевизору начинает «идти снег» — наверное, какая-то очередная неполадка, из-за которой прервалось вещание, — и поэтому наш герой наконец-то вынужден заметить, что окружающий мир существует, он реален, а не просто яркая картинка на экране телевизора. И, что самое страшное, его нельзя переключить одним нажатием кнопки на пульте.
Такие разные истории, у которых, на первый взгляд, нет ничего общего. Но если задуматься, можно найти много точек соприкосновения: искусство, Сербия, одиночество, а главное, человеческие судьбы, которые словно на стекле микроскопа препарирует автор. Быть может, затем, чтобы узнать, в чем их различия?
Книга прочитана в рамках игры «Вокруг света»

Комментарии


Мне повезло больше, мне не пришлось создавать настроение, это был ноябрь месяц. Самое то для этой книги. Один из моих любимых писателей, книги которого не просто читаешь, а погружаешься в них.
Спасибо за эту рецензию)


Да, он чудесно пишет!
Ага, ноябрь идеально подходит! Ну а мне пришлось немного постараться, чтобы сделать "осень" в мае)

Это тебе спасибо, что рассказала мне об этой книге!! Она действительно заставляет задуматься о многом...


Оо, хочу читать! Мои хотелки пухнут)


Ничего страшного)) На то они и хотелки))

А книгу обязательно почитай! Она замечательная, но непростая. И сильно отличается от того, что Петрович обычно пишет.


Ага) прочитаю)