Больше рецензий

25 мая 2016 г. 10:02

793

3 Ох уж эти религиозные взгляды философского оборота.

Мне нравится творчество Достоевского, интересуюсь психологией. НО написанное Бердяевым вызывает во мне возмущение.
Хочу перечислить синонимы к слову ИДЕЯ:
(общее) представление, понятие, соображение, мысль, концепция, мнение, задумка, рецепт, образ, суперидея, тезис, эрфикс, план, смысл, положение, намерение, гипостасис, лозунг, лейтмотив, доминанта, маза, мечта-идея, идейка, замысел, первоидея, помысел.
Но именно слово ИДЕЯ и ИДЕЙНЫЙ в начале 1 главы написано 30 раз и не разу не заменено хоть на один синоним.
Возможно, что мои дальнейшие отрицательные эмоции с этого и начались.

Достоевский открывает новые миры. Эти миры находятся в состоянии бурного движения. Через миры эти и их движение разгадываются судьбы человека. Но те, которые ограничивают себя интересом к психологии, к формальной стороне художества, те закрывают себе доступ к этим мирам и никогда не поймут того, что раскрывается в творчестве Достоевского.

Те, которые не интересуются идейной диалектикой Достоевского, трагическими путями его гениальной мысли, для кого он лишь художник и психолог, – те не знают много в Достоевском, не могут понять его духа. Все творчество Достоевского есть художественное разрешение идейной задачи, есть трагическое движение идей. Герой из подполья – идея, Раскольников – идея, Ставрогин, Кириллов, Шатов, П. Верховенский – идеи, Иван Карамазов – идея. Все герои Достоевского поглощены какой-нибудь идеей, опьянены идеей, все разговоры в его романах представляют изумительную диалектику идей.

Слова Н. Бердяева.
Все представляет в таком свете, что никто кроме него (Бердяева) не понимает Д, в том числе его творчество!

Лучше всего все-таки писал о Достоевском Мережковский в своей книге «Л. Толстой и Достоевский». Но и он слишком занят проведением всей религиозной схемы, параллелью с Л. Толстым. Для него Достоевский часто является лишь средством для проповеди религии воскресшей плоти, и единственное своеобразие духа Достоевского он не видит. Но впервые Мережковскому удалось что-то приоткрыть в Достоевском, что раньше оставалось совершенно закрытым. Его подход к Достоевскому все же принципиально неверен. Всякого великого писателя, как великое явление духа, нужно принимать как целостное явление духа. В целостное явление духа нужно интуитивно проникать, созерцать его, как живой организм, вживаться в него. Это – единственный верный метод. Нельзя великое, органическое явление духа подвергать вивисекции, оно умирает под ножом оператора, и созерцать его целость уже более нельзя.

Эта цитата при близком рассмотрении можно представить гонки по крутым горам. Подъем/хвала Мережковскому, сразу падение, не довольство им и неожиданный подъем заканчивающимся падением.

Творчество Достоевского – дионисическое творчество. Он весь погружен в дионисическую стихию, и этот дионисизм рождает трагедию. Он затягивает в огненную атмосферу дионисических вихрей.

Можно же написать и так: Он затягивает в огненную атмосферу разрушающих вихрей. Он весь погружен в безмерную стихию, и этот избыток рождает трагедию.
При чтении посещали мысли, что автор собрал все хвалебные слова и соединил их в адрес Достоевского, но не именно в его адрес, и не именно про него. А так просто. Секрет успеха: берем известную личность, пишем все хорошее. Плюс еще известные личности, но уже менее хорошие по сравнению с первым и ВУАЛЯ. Книга готова.
Множественное повторение одних и тех же слов мешало мне понять главную мысль автора. При чтении посещали мысли, что автор собрал все хвалебные слова и соединил их в адрес Достоевского, но не именно в его адрес, и не именно про него. А так просто. Секрет успеха: берем известную личность, пишем все хорошее. Плюс еще известные личности, но уже менее хорошие по сравнению с первым и ВУАЛЯ. Книга готова.

О себе Достоевский очень скромно говорил: «Шваховат я в философии (но не в любви к ней, в любви к ней силен)». Это значит, что академическая философия ему плохо давалась. Его интуитивный гений знал собственные пути философствования. Он был настоящим философом, величайшим русским философом. Для философии он дает бесконечно много. Философская мысль должна быть насыщена его созерцаниями. Творчество Достоевского бесконечно важно для философской антропологии, для философии истории, для философии религии, для нравственной философии. Он, быть может, малому научился у философии, но многому может ее научить, и мы давно уже философствуем о последнем под знаком Достоевского. Лишь философствование о предпоследнем связано с традиционной философией.

Лишний раз убеждаюсь, что люди видят только то, что хотят видеть.
Небольшой интерес просыпается во 2 главе. Где начинаешь чувствовать, что это действительно о Достоевском. С конкретными примерами, описаниями и доводами. Начинаешь "смаковать" героями Достоевского. Бердяев раскрывает все те человеческие качества, которые в них видит.

Достоевский прежде всего – великий антрополог, экспериментатор человеческой природы. Он открывает новую науку о человеке и применяет к ней новый, небывалый до сих пор метод. Художественная наука или научное художество Достоевского исследует человеческую природу в ее бездонности и безграничности, вскрывает последние, подпочвенные ее слои. Достоевский подвергает человека духовному эксперименту, ставит его в исключительные условия, срывает все внешние напластования, отрывая человека от всех бытовых устоев. Он производит свои антропологические исследования методом дионисического художества, вовлекая в таинственную глубину человеческой природы, в глубину эту вовлекает экстатический, исступленный вихрь. Все творчество Достоевского есть вихревая антропология.

Лично мне книга далась тяжело в плане понимания автора и поддержания его взгляда. Читаю, вроде все понятно, а вроде и ничего не понятно. Ох уж эти религиозные взгляды философского оборота.