Больше рецензий

22 мая 2016 г. 10:28

637

4 Трасса в будущее

Достаточно краткий сиквел основного мира Глуховского – мира «Метро 2033». Как и предыдущие книги, «Конец дороги» описывает мир после ядерной катастрофы, расширяя его за пределы кольца МКАД. В противовес первой книге о «Метро», в которой говорили, что люди, не успевшие скрыться под землей, не выжили, Глуховский рассказывает о быте тех, кто, в силу тех или иных причин, сумели спастись. Люди кое-как выживают, создавая сообщества, борясь с новыми врагами и старыми проблемами вроде вечного вопроса «отцов и детей»…

Разумеется, этот сиквел – в основном для поклонников дилогии. С «нуля» практически невозможно будет разобраться, что к чему. Зато для тех, кто знаком с этим миром, появляется возможность еще разок погрузиться в него. Однако спешу разочаровать – в рассказе «Конец дороги» нет того психологического мистицизма мира «Метро», что полюбился его поклонникам. В серых тонах в нем расписывается мир без малейшей надежды на возрождение, доживающий последние дни на развалинах.

У Глуховского, как и всегда, очень четко прорисованы характеры: старики ведут себя как старики, а дети – как дети. Так что история не вызывала никакого диссонанса между юным возрастом главного героя Ваньки и естественностью его поведения. А также, несмотря на однообразие окружающего пространства (почти весь рассказ персонажи проводят на старой асфальтовой дороге), история не вызывает скуки: она передает букет эмоций, который ощущают первопроходцы, переживающие опасности незнакомого и враждебного людям мира, тоска по прошлому, которого людям уже никогда не вернуть: ни через десять, ни через сто лет…

Концовка книги оказалась для меня неожиданной, и в чем-то оставила ощущение недосказанности. Не отпускало ощущение, что там, за кадром, существует еще целый мир, со своими многочисленными тайнами и проблемами, о которых мы уже знаем из прошлых серий. И еще долго после того, как я перелистнула последнюю страницу, в ушах звучали слова старика – спутника Ваньки – которыми окончился «Конец Дороги», сказанные с отчаянием и болью: «Передовые технологии… Трасса в будущее… Напророчили! Именно так! Туда она и ведет… В наше будущее…»