Больше рецензий

20 мая 2016 г. 16:46

1K

5 Понять самого себя, понять свой народ

«Тень Мазепы»- это книга, от которой невозможно оторваться. Глубочайший исторический анализ и увлекательнейший рассказ об интереснейшем народе, через призму которого можно разглядеть и свой собственный. Сложнейшие перипетии истории рассказаны так, что прекрасно укладываются в стройную мозаику, отдельные глава более увлекательны, чем самая яркая художественная литература.

Понять самого себя, понять свой народ – не просто почувствовать любовь к своей нации, свою принадлежность к ней, но научиться оценивать свои чувства и мнения, отделять разумные от внезапно нахлынувших, постоянные – от сиюминутных. Это так важно для взаимодействия с другими людьми, для построения счастливой семьи, круга надежных друзей; и это еще более важно для взаимодействия между нациями, народами, особенно соседями, особенно в современном мире, где без взаимодействий между нациями нет ни экономического, ни духовного развития.

Это невозможно понять один раз и навсегда, потому что как человек меняется с возрастом и с жизненным опытом, так и нации меняются от возникновения к развитию, то становясь доминирующими, то наоборот, подчинеными другим нациям, то возвышаясь над собой, то попадая в глубокую депрессию, то снова выходя из нее. Естественная динамика развития общества подвергает вчерашние взгляды, порой даже убеждения, испытаниям, заставляет заново произвести анализ с учетом новой ситуации, новой информации, развития новых парадигм в обществе.

Сейчас, в период интенсивной переоценки ценностей на всем постовестком пространстве, что вызывает соответствующие «волны» во всем современном мире, где давно уже нет стран или народов, не подвергнутых влиянию извне, так важно для каждого думающего человека остаться информированным и быстро и адекватно реагировать на основные общественные процессы. В противном случае оказывается легко скатиться в крайности, оказаться в лагере экстремистов, причем слишком левые ничем не лучше слишком правых. Разумный добрый человек не хочет оказаться ни в каком из них. Чтобы избежать этих опасностей, необходимы надежные критерии, объективный бесстрастный профессиональный анализ.

Именно такую, на мой взгляд, уникальную возможность предоставляет нам книга Сергея Белякова «Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя». Книга была начата задолго до украинского кризиса и имела целью познавательный, отнюдь не политический интерес. За время ее написания ситуация изменилась, и сегодня политическое значение этой книги неоспоримо. Все, кому небезразлична судьба России и Украины, кому важно понять суть процессов, а не просто поднять шум вокруг острой проблемы, найдут в этой книге ответы на многие вопросы, увидят, как возникали и развивались русская и украинская нация, поймут причины конфликтов и национализма, подчас крайнего, и смогут сформулировать для себя позицию, основанную на знании, понимании процессов и других людей, и при должной силе духа, даже возможно отказаться от черезчур поспешных выводов и антагонизма. На мой взгляд, эта замечательная книга есть не что иное, как первый серьезный шаг к миру, к пониманию, к развитию на разумной основе.

Такие чудеса уже известны в истории, когда не политические силы, а выдающееся произведение искусства открывало путь к миру и взаимопониманию. Примером тому служит уникальная икона, Рублевская «Троица», которая по существу, надолго положила конец междоусобицам в Русской Православной Церкви и объединила их в одно целое. Одна икона, простая и ясная, понятная каждому верующему, сотворила это чудо. Это установлено историками русской церкви, но вспомните фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев», вспомните, как Вы его смотрели. После всех ужасов и жестокостей каждой новеллы, снятой в черно-белой гамме, фильм завершается долгим показом этой иконы во всем ее великолепии, в цвете. Камера медленно движется по поверхности иконы, и видя всю эту воистину божественную красоту, лица ангелов Бога-Отца, Иисуса, и Святого Духа, те прекрасные одухотворенные лица, по образу и подобию которых нас сотворили, к совершенству которых мы должны стремиться, и каждый зритель (я видела это каждый раз, когда смотрела этот фильм в зале) понимал, что через трудности земного бытия можно стремиться к совершенству, каждый уносил с собой частицу божественного, уносил навсегда, становился лучше. Так и эта книга сделает лучше любого прочитавшего ее.

Предыдущая книга Сергея Белякова «Гумилев сын Гумилева» уже показала, что он не встал ни на какую определенную позицию, кроме позиции правды об этом человеке, о его теории, о его взглядах на ряд важных исторических вопросов. Правда эта была добыта самым тщательным и кропотливым трудом, изучением всех доступных источников информации. Я постаралась довести до всех, кто интересуется Гумилевым, информацию о книге, многие прочли. Интересно, что среди его противников разговоры про «бредовость» его теории сразу же утихли. Несколько человек сказали мне, что де как же я его раньше не понимал. Объясняли тем, что не могли отделить важные и правильные его взгляды от тех, которые пришли от эмоций, а не от исторического анализа. Читать надо, однако, внимательно и беспристрастно. Теперь, слава Богу, есть у кого учиться.

Можно видеть, что эта книга внесла понимание и мир в историческое сообщество и в мир тех, кому это интересно, теория Гумилёва оказалась очищенной от шелухи его сомнительных идей, и может жить, как полноправная теория и далее развиваться.

Автор уже демонстрировал свою объективность, беспристрастность и умение привлечь все, да ВСЕ, источники, относящиеся к теме, и на русском, и на украинском яхыках, и бережно и мудро использовать каждый из них, 1780 источников. Сомневаюсь, что хоть что-нибудь мало-мальски существенное осталось за пределами внимания автора. Стремительно расшириряющиеся возможности электронных ресурсов дают удивительные дополнительные возможности, широко использованные автором.
Одна из важнейших мыслей автора: «Исторические земли – понятие текучее, непостоянное. История меняет и политические, и этнографические границы. Древняя Иония, родина Гераклита и Геродота, становится побережьем турецкой Анатолии. Рашка, в Средние века центр сербской государственности, превращается в албанское Косово. Южная Венгрия становится сербской землей Воеводиной.» Нагорный Карабах, уже второе десятиление раздираемый враждой азербайджанцев и армян, страдает именно от того, что каждая из сторон пытается доказать, что они были первыми на этой земле, приводя истиные или надуманные доказательства. Но на каждое доказательство с одной стороны рано или поздно находится противоположное с другой, и борьба эта становится бесконечной. Моя подруга, еврейка из Нагорного Карабаха, со слезами рассказывала, как прекрасно жили там десятилетиями люди разных вер и традиций, как умели уважать друг друга. Ни одно азербайджанское торжество не обходилось без армян и наоборот. А вот как посыпалось все – тут-то кому-то выгодна стала вражда. И как это остановить? Первый шаг – прекратить территориальные претензии, спросить себя, а прав ли я, искать общий язык доброты и сотрудничества. Многим придется об этом задуматься.
«Тень Мазепы» рассказывает историческую правду об Украине, о ее народе и языке, о борьбе, которую вел народ Украины с теми, кто лишал Украину независимости, навязывая свои порядки и законы. Книга рассказывает о борьбе праведной (с деспотизмом поляков) и неправедной (с евреями, просто потому, что они не похожи на украинцев, хотя они никогда, в отличие от поляков, не пытались навязать свою религию, хотя и не принимали христианства). В периоды вхождения в состав Российской империи борьба тоже была часто беспощадной, хотя украинская знать (Гоголь), да и не только знать (Шевченко) часто уезжала в Россию, предоствлявшую более широкие возможности, и многие становились там знаменитыми писателями, государственными деятелями, присоединялись к высшей Российской знати. Автор показывает в развитии глубокие корни вражды между украинцами и русскими, в которой инициатива почти всегда принадлежала украинцам. Книга отчетливо показывает причины такого явления, а следовательно, и пути преодоления этой бессмысленной вражды.

Мне кажется, что истинная причина конфронтации между русскими и украинцами не является ни экономической, ни политической, хотя именно эти аспекты в наше время, сейчас, тщательно культивируются и пропагандируются руководителями современной Украины. Им надо прикрыть свои преступления против своего народа, свое немыслимое воровство, доводящее украинцев до полного обнищания, до того, что их убеждают, что в сельской местности они могут обойтись без газа, практически отправляя значительную часть населения за пределы страны – в Европу и в Россию, обсуждается распродажа бесценных украинских земель Индии и Китаю, собирались, как в свое врмя нацисты, увозить (и продавать) украинский чернозем в Швецию и прочие северные страны, где почвы бедные. От этого отказались шведы, так как почвоведы объяснили им, что этот верхний слой ненадолго улучшит почву в условиях другого климата. А как хорошо все свалить на Россию! Но они не успеют уехать в Майами, потому что ни один вор такого масштаба еще не сумел вовремя остановиться, это уже психологические законы работают. А исторический процесс остановить нельзя, в наше время он идет все быстрее, и он продолжает идти и на Украине, и недалек тот час, когда сами же украинцы поймают Порошенковскую клику за руки и предъявят им счет, это неизбежно. Уже со скамьи Рады все чаще раздаются трезвые голоса, а всех не купишь, честные-то люди были, есть, и никогда не переведутся.

Но все же украинский национализм – это проявление состояния этноса. Русские и украинцы всегда жили рядом, много взаимодействовали, и им было не избежать конфронтации, о которой писал Лев Николаевич Гумилев. Если отдавать себе в этом отчет, то конфронтацию эту можно по крайней мере ослабить.

Таким образом, книга принесла нам, всем читателям историческую правду во всей ее динамике и развитии. Это необходимое условие, чтобы найти пути к миру. Но историческая правда не всегда способна убедить, а тем более переубедить даже просвещенного и много знающего человека, тем более много разных людей. Но, как я отмечала выше, на это способно искусство.

Книги Сергея Белякова настолько интересно написаны, настолько увлекательны, что могут быть приравнены по силе воздействия на читателя к лучшей художественной литературе. Многие отмечали удивительное искусство Белякова - рассказчика. И «Тень Мазепы» - лучшая из его книг! Мир духовный человеческий начинался с искуства, любой испытывает влияние искусства на себе. Парадоксально, но факт – логика не всегда убеждает. Если человеку не нравится позиция собеседника, тем более оппонента, то он фактически перестает его слушать. А вот искусство – всесильно. Никто не может уйти от его воздействия. И как явление художественной жизни, эта книга имеет исключительную ценность. Читая ее, забываешь, что это историческое исследование, это живая история, которой нельзя не увлечься, нельзя не окунуться в нее полностью, нельзя не измениться под влиянием этой книги, как все мы менялись под воздействием лучших книг, которые мы читали. Поэтому я и называю эту книгу – первым шагом к миру, она многих читателей приведет в чувство. Это процесс, который займет определенное время, но этот исключительно важный процесс уже идет.

Комментарии


Эта книга в вашей толерантной трактовке наоборот будет способствовать окончательному уходу Украины из русского мира ( скорее всего на обочину мировой истории). Мои рецензии, альтернативные вашей, цензура ЛивеЛиб зарубила уже два раза. Неприятие противоположного мнения есть признак несвободы слова...


Толерантность ведет к миру. Отсутствие толерантности ни к чему хорошему не ведет. В условиях мира Украина выйдет на магистраль, хотя, возможно, отдельную от той, по которой идет Россия. Они имеют право и выберут свой путь. Я не думаю, что Вашу рецензию отклоняют из-за альтернативной точки зрения. Это хороший, серьезный сайт. Перечитайте ее, оцените объективно. Себя трудно оценивать, но можно. Свобода слова предполагает высокую отвественность за свои слова, учет свободы других в том числе. Например, если кому-то хочется публично выражать свои взгляды ненормативной лексикой, а я считаю это неприемлемым, то как насчет моей свободы не слушать что попало? Просто как пример. Свобода слова понятие непростое. Напишите Вашу рецензию ясно, обоснованно и без экстремальных мотивов. Уверена, не зарубят. Успеха Вам!


Толерантность ведет к Хаосу, потому что основана на двойных стандартах. Ни на какую особую магистраль Украина, конечно, не выйдет, этот мертворожденная сталинская модель - коренизовать ( украинизация) в основном исконные русские земли, приведет лишь к скатыванию ее экономики к нулю, в дальнейшем полному распаду страны. Они уже выбрали путь героизации фашистках прихвостней и подпевал Запада, всегда имеющего цель «Drang nach Osten», а Украина удобный плацдарм для этих целей.
Меня возмутил Беляков, перевравший все исторические факты в угоду - толи щедрому спонсору, толи своей дисседентской цели, что ли… Не знаю. Поэтому я и привел языковую карту домашних языков Украины, чтобы показать, что мова, это в сущности фикция. Есть русский, есть суржик, есть западенский украинский.
Я отстаиваю тезис, что украинцы и русские – один народ, Беляков же упорно считает эти народы абсолютно разными этносами. Генетически и исторически (мы уже вместе 400 лет после Б. Хмельницкого). Великороссы и малороссы лишь языковые ветви (диалектные) одного древа. Вы были в Киеве? – абсолютно русскоязычный город. Согласен, в селах говорят на суржике, западнее на мове, но и у нас глубинке услышишь не такие перлы самородной устной речи, а церковная служба – где тут украинские слова?!
Территориальные претензии, взять хотя бы Краснодарский край, который упорно заселялся русскими поселенцами еще со времен восстания Болотникова, Беляков утверждает, что два куреня запорожской сечи и явились источником населения тех мест, абсолютная чушь. Про Новороссию и русскоязычный Донбасс и Харьков просто молчу.
Вы прозрачно намекаете мне на политкорректность, а я не могу быть столь спокоен, пока кровоточит Донбасс и явно фашисткие подголоски не дали толком провести 9 Мая повсеместно на Украине. В Одессе людей не пустили даже возложить цветы на Куликово поле.
Вы сказали о ненормативной лексике - где она в основной рецензии, да и в первой ее не было. Есть фото памятник Мазепы в Полтаве, которого большинство населения Украины считают предателем, есть фото языков Украины (киевской же разработки), которое кладет Белякова на лопатки. Кому то это не нравится?!
И о свободе слова… Есть некая «словестность», одобряемая отдельным сегментом общества, как правило паразитирующем на самом этом обществе (в случае войны – эвакуанты или просто кликушествующие пацифисты). А есть свобода слова, выражающая правду жизни, и тут не до ущемления свободы врагов этой самой свободы. Кто-то хочет видеть Россию безропотной американской колонией, а кто-то (по словам Столыпина) Великой Россией. Вот где проходит граница разграничения!!!
А вы мне про сайт ЛайвЛиб, про его серьезность – где строчат рецензии девочки-любители фентези и прочей, привнесенной Западом пропагандистской макулатуры. Вы посмотрите, какую дрянь там рекламируют (правда, порой перемежают большой литературой, ибо некуда деться)?!
Об экстремальности. Я убрал первую, выдал вторую рецензию, где постарался быть тише воды, но мне даже толком в ЦУПе не пояснили в чем я неправ.
С уважением.
В.Р


Simfosj3
Сколько же в вас "великорусского шовинизма" с постсоветским имперским болевым синдромом. Пока вы гонитесь за Украиной, которая уходит (уже ушла) в большой мир, в свою жизнь, вы рискуете потерять Россию.


Не учите отца и баста...))) Украинская либеральная элита всегда искала легких путей, то ей по пути было с Литвой, то с Польшей, ей и фашистская Германия была благодетельница. Да и куда она уйдет - того и гляди все атомные станции станут, а угля нет, об остальном и говорить не хочется. Даже поляки считают украинцев людьми второго сорта, а теперь и "геноцид им объявили".
А Россия не потеряет себя, даже если украинцы пойдут на нее своим вшивым воинством с "просвещенной" Европой" как во времена Дорошенко и Сагайдачного. Приползете опять на коленях как при Богдане...
Меня возмущает это хохлофильство и тем паче на русском языке!


Спасибо за рецензию, возможно и прочитаю, хотя название с именем предателя уже наводит на мысли. Гоголь и Шевченко были из Малороссии и не были отделимы от России. А борцуны за "незалежнiсть" за гранью добра и зла. Почитай те любую книгу Олеся Бузины на эту тему.