Больше рецензий

19 мая 2016 г. 04:41

4K

4.5 И грянет гром

Ох божечки, сколько копий уже сломано вокруг «Невидимого света», некуда ступить, чтобы не порезаться. Как видно по оценке, я на стороне тех, кто от книги если не в восторге, то близко к тому. Образный, красивый текст. Прекрасная история, сплетенная их нескольких судеб, тонких нитей, которые война скомкала в один клубок. Постоянное ощущение грядущей бури – читатель все время на шаг впереди сюжета, и это напряжение невыносимо. Сейчас грянет гром, сейчас грянет. Кинематографичность, модная сейчас, не без этого; но если бы сняли фильм по этой книге, он был бы, мне кажется, очень красивым, насколько может быть красивым опустошение. И образы-рефрены, красивые и умиротворяющие: книга, раковина, музыка, радио. Они помогают устоять на ногах в этой чудовищной, страшной войне, и не сойти с ума.

И вместе с красотой здесь важное подается честно, без излишней слезливости и драмы. Как есть. Каждый может оказаться победителем и побежденным, каждый может быть в роли жертвы или тирана, и необязательно любить убивать, хотеть убивать, чтобы убивать. Просто люди – маленькие, невесомые, война скомкает и выбросит, не спросив.

Не могу пройти мимо споров, разгоревшихся вокруг романа. Многие говорят, что роман совсем не такой, какие пишут повидавшие войну воочию, и вообще негоже какому-то американцу, рожденному в семидесятых, браться за эту тему. Ну разумеется, те, кто прошел войну и выжил, написали другие книги. Разумеется, никто не сможет написать так же; хочется добавить – и слава богу, что не сможет. Но Вторая мировая война – огромный шрам на лице человечества. Для переживших ее это до последнего вздоха будет шрам открытый, кровящий, бездонный, гниющий и зловонный, как сам ад. Для моего поколения это скорее рубец – но все равно уродливый, зудящий, никуда от него не деться. История – не человек, пройдет несколько столетий, и даже этот рубец затрется, поблекнет. Но еще долгие годы война останется в сознании человечества как одно из самых страшных его событий – если не самое страшное. Разумеется, она будоражит писателей (художников, режиссеров, музыкантов, и т.д.), и будет будоражить впредь. Разумеется, о ней будут писать (книги, музыку, картины, снимать фильмы). Имеет ли право на такую книгу сорокалетний американец? Да, имеет. Он человек, великая война – это и его история тоже.

Еще читатели увидели оскорбления в адрес русских солдат. Я не увидела.
Я увидела доведенных до исступления людей, которых война морально раздавила. Увидела чудовищную усталость сродни той, которая одолела Вернера в конце концов. Увидела, как солдат, насилуя первую попавшуюся девушку, повторял имена друзей, погибших на его глазах. Солдат оказался русским, а девушка – немкой. Парой сотен страниц ранее немецкие солдаты обливали водой бежавшего пленного, привязанного к столбу одной морозной зимней ночью. Расстреливали невинную женщину и ее маленькую дочь за то, что они спрятались в шкафу. В немецких школах для будущих солдат была пропаганда: русские – звери, никого не щадят. Во французских городах шли слухи, что немцы – звери, забирают юных девочек, особенно им нравятся слепые.
Еще я увидела восхищение русскими партизанами – как они доставляли столько хлопот немецкому наступлению, не имея практически ничего, ни техники, ни организованности. Кажется, этот эпизод увидела только я.

Когда война, очень тяжело разобраться, что на самом деле правильно, что хорошо, что плохо. Мало кто по-настоящему плохой; с обеих сторон стреляют люди, доведенные до отчаяния, запутавшиеся, потерявшиеся, раздавленные.

Я не могу назвать «Весь невидимый нам свет» безупречной книгой. Мне, например, показалась лишней мистическая линия с драгоценным камнем, а в целом роман несколько затянут: есть такой момент, когда предгрозовое ощущение все никак не перейдет в громовой удар, и от тянущейся ноты начинаешь уставать. Как будто автору хотелось сказать больше, чем того требовал роман; даже в конце, когда уже, кажется, история завершена, он говорит еще, еще, никак не может остановиться. Кому-то, конечно, не придется по вкусу и слог, и нелинейное строение, и персонажи, хотя мне все это было очень по душе. Но, пожалуйста, не нужно искать войны и злобы там, где их нет. Этого в мире и так через край, даже если совсем не искать.

Книжное путешествие, девятая карта, пятый ход, поле 15. Автор-дебютант.

Комментарии


Начинала читать этот роман, очень понравилось. Не понимаю, почему столько рецензий, в которых люди прямо ненавидят эту книгу?


в этой книге советскую армию показали насильниками


Эм, нет. В ней показали насильниками трех, что ли, русских солдат, и если читатель склонен проецировать эпизод с тремя солдатами на всю русскую армию, это уже его личные тараканы.


так и есть - личные тараканы заиграли усиками в мозгу, тем самым возбудив его, и получились на выходе такие рецензии


а, так у вас от рецензии пригорело? понимаю, сочувствую, бывает =)


У меня отгорело, например.
Я вообще-то ответил на вопрос, почему, мол на книгу кидаются с гневными криками «за родину». Самому мне пофигу. Хотя за «пригорело» я бы тебя закидал одним гигабайтом матов =)


Ни в чем себе не отказывай,у меня безлимитный интернет ^^


не знаю, почему у вас сложилось впечатление о ненависти: в большинстве рецензий с отрицательной оценкой (которых, к слову, в шесть раз меньше, чем рецензий с положительной оценкой) основной мотив "скучно, предсказуемо, неинтересно" + негативное отношение к "тому самому эпизоду".

Мне книга не понравилась, потому что автор намеренно упрощает, сглаживает ситуацию, создает удобную адаптацию для восприятия среднестатистического читателя. И я не понимаю, почему американский ("свободный", "независимый" и "образованный") писатель 21-ого века отказывается смотреть в лицо действительности.


Хорошая рецензия, спасибо! И книга хорошая, приятно было вспомнить, как я ее читала.


Имеет ли право на такую книгу сорокалетний американец? Да, имеет. Он человек, великая война – это и его история тоже.

Конечно же, имеет. Он даже имеет право написать плохо или неправду (документальную, хуже, если неправда окажется художественной). Но как расценивать глупость? Ну нельзя же искренне верить (пользуюсь не очень удачной, но наглядной аналогией), что при изнасиловании главная трагедия - порванное платье.
Я понимаю, что у вас другое мнение, и"вместе с красотой здесь важное подается честно", и очень многие читатели с вами согласны, судя по статистике, но я как раз истины (в художественном смысле, глубокого осознания и осмысления и темы войны и темы любви, и вины, и ответственности, и совести) здесь не вижу.


Каждому свое, но позиция в духе "замахнулся на святое, не имеет права, пороха не нюхал" и так далее меня лично коробит. Нравится, не нравится - это уже второй вопрос


Ваше мнение обосновано и понятно. Удивительно только, что Энтони Дорру вы "разрешаете" творческое самовыражение на тему войны (в том числе право на вымысел и умолчание), а читателям делать тоже самое в рецензиях "запрещаете", потому что на ваш взгляд их позиция "неправильная".


Если для вас слова "пожалуйста, не нужно" равносильны запрету, я вряд ли могу с этим что-то сделать


Слушала ваш блог, читала вашу рецензию и согласно кивала каждому слову. Чудесная книга. И хотя сама читала я эту книгу почти год назад, она все еще свежа в моей памяти. Это ли не знак качества? Я восхищаюсь вашими рецензиями, слогом, рассуждениями (сама перечитала свою рецензию на эту книгу, какая же она корявая и местами глупая! Хочется верить что за год что-то изменилось). Все, по существу у меня больше ничего нет, хочется только беспрестанно выражать вам благодарность за все ваши старания и на ЛЛ и на Booktube!