Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 мая 2016 г. 14:24

2K

4

Еще одна интересная книга про неврозы. Особенно позабавили параллели с христианской аскезой. В традиционном не- или маломистическом христианстве вообще, судя по описанию невротических типов, вообще всё есть невроз. Скажем, отношение к своим поступкам и ответственности за них.

Невротик бессознательно испытывает особую неприязнь к принятию ответственности за последствия своих поступков. Он закрывает глаза даже на самые очевидные последствия. Неспособный самостоятельно избавиться от своих конфликтов, он настаивает, опять бессознательно, что он, могущественный во всем, способен их разрешить. Он верит, что последствия неразрешенных конфликтов могут застать врасплох других, но для него они не представляют никакой опасности. Он должен поэтому продолжать уклоняться от признания всеобщности законов причинно-следственных связей. Если бы он хотя бы на мгновение признал их всеобщность, то узнал бы много полезного. Эти законы продемонстрировали бы ему в доступной форме, что его образ жизни никуда не годится, что, несмотря на всю его бессознательную хитрость и обман, он не может даже пошевелиться без подчинения законам, управляющим нашей психической жизнью с той же неумолимостью, как и в физической сфере.

Мне в последнее время как раз думается, что исповедь в ее нынешнем виде учит именно полнейшей безответственности: типа сказал попу грехи, разрешение получил, и они изгладились, исчезли, простились, т.е. не будет никаких последствий. Только "могущественный во всем" не сам исповедник, а поп - если поп разрешил, то Бог тоже все изгладит в тот же момент. Можно грешить дальше. Внутренней трансформации не происходит, человек годами ходит на исповедь и повторяет одни и те же грехи, но при этом пребывает в уверенности, что ему ничего не будет, т.к. они прощаются и изглаживаются просто в силу их произнесения на исповеди. Причем "изглаживаются" они где? - в каких-то там книгах, которые будут зачитаны на страшном суде. Изглаживаются ли грехи в душе, т.е. насколько меняется внутреннее устроение человека, насколько он меняется так, чтобы не просто замечать за собой что-то плохое, но перестать делать плохое, - такого исповедника не очень интересует. Для него ведь и царство небесное это какой-то вечный курорт, в который пускают после смерти избранных по билетам, выданным духовником. Хотя Христос сказал совершенно ясно: "царство небесное внутри вас есть". Так что если ты его не ощущаешь, не воспринимаешь, вообще не понимаешь, о чем это, то в этом и есть главная проблема, которую никакая исповедь не решит.

Очень занятное описание невротика подчиненного типа:

Невротик стремится подчиниться, играет вторые роли, оставляя первые другим; стремится быть уступчивым, примирительным и, по крайней мере, сознательно не испытывающим никаких обид. Любое желание отомстить или одержать победу настолько глубоко подавлено, что невротик часто сам удивляется своей способности мириться и в течение долгого времени скрывать чувство обиды. В этом контексте является важной его склонность автоматически брать на себя вину. Почти независимо от своих чувств, т. е. ощущает ли он себя в действительности виновным или нет, он будет стремиться обвинять, критически оценивать себя, а не других, чувствовать себя виноватым в случае необоснованной критики или от предвидимого нападения.
Существует незаметный переход от этих аттитюдов к конкретным запретам. Так как любая форма агрессивного поведения исключена, мы обнаруживаем запреты на то, чтобы быть категоричным, критичным, требовательным, отдающим приказы, оказывающим давление, стремящимся к честолюбивым целям. Кроме того, поскольку его жизнь ориентирована в целом на других, часто его внутренние запреты препятствуют ему делать что-либо для себя или радоваться чему-нибудь независимо от других. ... Нет необходимости говорить, что подобное сильное ограничение на наслаждения не только обедняет жизнь, но и увеличивает зависимость невротика от других.
...этот тип невротической личности обладает определенными аттитюдами в отношении самого себя. Один из них — пронизывающее всю личность невротика чувство, что он слаб и беспомощен, чувство «бедного маленького я».
...Все это способствует развитию множества специфических ценностей невротика. Естественно, что сами ценности более или менее общеприняты и подтверждены его опытом. Они направлены на развитие добра, симпатии, великодушия, альтруизма и скромности; одновременно такие чувства, как эгоизм, честолюбие, грубость, бессовестность, обладание силой, осуждаются, хотя ими можно тайно восхищаться, т. к. они представляют «силу».

Наводит на мысль, что многие специфические эксцессы "покаяния", "смирения", уступчивости и подобных христианских добродетелей могут быть просто выражением невроза, а не реальными добродетелями как состоянием нормальной души. И тут же кстати ответ на вопрос, которым я уже давно тоже задавалась: почему многие православные такие злые? А вот:

Анализируя подчиненный тип, мы обнаруживаем множество разнообразных, глубоко вытесненных агрессивных влечений. В качестве полной противоположности чрезмерной заботе о других мы находим грубое пренебрежение к интересам других, аттитюды открытого неповиновения, бессознательные паразитические или эксплуататорские наклонности, предрасположенность к контролю и управлению другими, неотступное влечение к превосходству или наслаждению от мщения.

В общем, очень познавательная книжка, много раскладывает по полочкам :)

Про себя я сделала вывод, что у меня много признаков "обособленного невротика". Правда, когда Хорни стала описывать конкретные проявления, которые бывают, и косвенные признаки, я почти ничего похожего не нашла, но вот общее описание типа во многом похоже. Кажется, из трех типов этот самый такой ничего )) Хотя, конечно, перекосы имеют место быть, стоит кое над чем поработать.

Кстати, возвращаясь к теме исповеди - в нынешнем виде она часто оказывается вредна еще и потому, что люди склонны вываливать попу свои проблемы, а не просто называть грехи, а поп, хотя в психологии чаще всего ноль, а в духовной жизни мало чем лучше (а то еще и хуже) своих прихожан, начинает раздавать советы о духовной и просто жизни с таким видом, словно ему Бог на ухо их нашептывает. Что из этого выходит, известно. В цивилизованных странах, в Греции той же, по кр. мере далеко не все попы имеют право исповедь принимать, ну а у нас тут дикие степи, известно дело :( Хотя многие православные получили бы куда больше пользы не от исповеди и попов, а от знакомства с книгами той же Хорни. Меньше было бы диких представлений обо всем. В конце концов, даже у апостола сказано: "сначала душевное, потом духовное", - так что прежде чему вести "духовную" жизнь, не худо бы разобраться с душевной, т.е. с тем, как психика функционирует.