Больше рецензий

Black_cat

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 мая 2016 г. 01:18

276

2.5 Истории, рассказанные через замочную скважину.

Мария Метлицкая давно вызывала во мне интерес. Аннотации к книгам обещали истории из жизни, а обложка на мой взгляд просто прекрасна. Будто узор мягкого свитера обещает уют и покой, а иллюстрация - хороший сюжет. Я очень легко ведусь на красивую обложку и часто бываю за это наказана. В данном случае я получила немного не то, чего хотела и ожидала. Во-первых,схватив эту книгу на распродаже, я не обратила внимания, что это сборник повестей. Прочитав аннотацию, я решила, что это один большой роман и на оглавление не смотрела. Как оказалось, аннотация не совсем верна. Не знаю почему, но меня это расстроило. Я настроилась читать про подлеца - Николаева, и как его жизнь наказала, а оказалось, это лишь небольшая повесть. Вот именно эту историю мне хотелось прочитать больше всего, увидеть поближе этих персонажей. А тут такой облом! Во-вторых, серия Эксмо называется "За чужими окнами", подразумевая видимо аллюзию того, что каждый из нас может увидеть из окон живущих по соседству людей. Проходя мимо многоэтажек, кто из нас порой не заглядывает в ярко освещенные окна? Отмечаем про себя красивые шторы, шикарные цветки на подоконниках, старые люстры, а вон там вообще одна лампочка, а тут такой бардак на кухне, а здесь стекла давно не мыли. Пробежишь глазами, промелькнет секундная мысль, и продолжаешь дальше свой путь. Здесь же я ощутила другое - будто я подслушиваю чужую жизнь из замочной скважины, роюсь в чужом грязном белье. Иногда столько неприятных подробностей, такой негатив выливается от некоторых персонажей. И это настолько неоправданно! Потому что на мой взгляд, герои Метлицкой однобоки и просты, как веник. Есть только черное и белое в ее мире, только хорошие и плохие. Нет пограничного состояния. В каждом из нас намешаны различные эмоции и мысли. Для кого-то мы свет в окошке, а для кого-то черная кошка на дорожке. Бывают исключения, когда человек действительно до омерзения плох или до святости хорош, но это бывает крайне редко. В книгах Метлецкой именно такие крайности. Ее героям не сопереживаешь, настолько они картонны и неинтересны. Самой удачной оказалась как раз первая повесть, давшая название всему сборнику, да и пожалуй "Три нимфы на фоне моря". В целом все герои повестей слились для меня в один хоровод, где добренькие и оскорбленные пляшут под одной елкой, а злые и злорадствующие под другой.
Еще что запомнилось из общего впечатления - Советский Союз это плохо. Это вечно ничего не достать, это фарцовщики, это нищета. Кому-то везло, но обычно везло плохим нечестным людям, которые имели многие блага, но не имели счастья. Хорошие персонажи вечно проходили через множество испытаний, сохраняя при этом душевную чистоту и любовь к жизни. Вот не верится мне в это, ох как не верится.
Книга не так плоха, как я ее обрисовала. Порой проскальзывали светлые мысли, раскрывались какие-то персонажи. Когда за внешним счастьем и радостью скрывалась своя трагедия. Когда милосердие и человечность побеждает злобу и зависть. Когда учишься радоваться простым вещам, и пытаешься не загнить в болоте повседневности и рутины. Книга Метлицкой отлично подойдет для отпуска, для разгрузки после серьезной книги. Кто-то прочтет ее и останется равнодушным, а кто-то возможно, откроет для себя много интересных животрепещущих историй, но я не из числа последних. Мне лично очень хочется прочесть "Дневник свекрови", и я пожалуй сделаю это при первом удачном случае. Мне почему-то хочется дать еще один шанс этому автору. И слишком уж хороши обложки у серии :)

Комментарии


Да, обложка действительно сильно влияет на общее впечатление от книги. Вот берём любую книгу серии "Азбука-классика" или фонда "Династия" -- и хочется прочитать. А увидишь какую-нибудь китчевую картинку -- и нет, спасибо. Картинка на обложке этой книги сделана в "букинистическом" стиле. И это привлекает многих.

Книги, как и вино, с возрастом становятся лучше. И этому есть простое объяснение: если через много лет книга ещё читается, значит, в ней и правда что-то есть. Ведь большинство изданных сегодня книг лет через 20 никто и не вспомнит. Джулиан Барнс и вовсе считает, что у каждого автора есть последний читатель. И это верно с чисто математической точки зрения, а с математикой не поспоришь.


Я вот часто очень ведусь на эту удочку-красивая обложка, броское название- и все, я готова) про Династию вы в точку попали. Даже если тема заведомо сложна или не совсем интересна, прочитать хочется. У меня на полке живёт книга из их серии про симметрию. Жду подходящего настроения, чтобы начать читать её, потому что понимаю, что книга лично для меня будет сложна. Но обложка!