Больше рецензий

Dada_horsed

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 июля 2010 г. 18:25

439

3

Эта книга стала для меня чем-то вроде трудов Фрейда для современных психоаналитиков. То есть, все на него ссылаются, все как бы на нем базируется, но никто его не читает, потому что все давно уже обо всем знают, чтобы обращаться к первоисточнику. То есть, сборник статей об искусстве Ренессанса оказался набором банальностей. Сейчас программа Пейтера ничему никого не научит - его последователи оказались более прозорливы и глубоки, прямо пародия на историю Джорджоне и его учеников. Тот же Антонен Арто гораздо восприимчивее и глубже проник в картину Лукаса ван Лейдена, хотя очевидно, что он использовал метод, аналогичный пейтеровскому.

К тому же, за Уолтером Пейтером числилось бы несколько серьезных грехов, будь я Сатаною или чертом. Впрочем, можно отметить для себя эссе о Леонардо да Винчи, "Две древнефранцузские легенды" и реабилитацию французского искусства времени Ренессанса, а также стремление не сводить феномен Возрождения к какому-то одному набору идей, как и искусство вообще.

Предтеча английского эстетизма оказался эллиноцентристом (по крайней мере, так явствует из очерка о Винкельмане), антропоцентристом, лицецентристом, губоцентристом и глазоцентристом, и, похоже, гегельянцем, потому что куда веку древних греков до нашего дивного нового времени. О всем прочем неплохо рассказал господин Аствацатуров в лекции по английскому эстетизму, так что если надо - к нему, туда куда-нибудь, и вообще на торрентах есть.

Комментарии


Бедный Джорджоне! Как вы его...


По мне, так он значительно лучше собственных учеников; если хоть и не мыслю лучше, то живописью.


Наверное, я плохо выразил свою мысль.
С Джорджоне, по словам Пейтера, вышло так: его собственных, безусловно атрибутированных произведений осталось очень мало, чуть ли не одна картина, но его достоинство в том, что он, его принципы, его дух были живы в его учениках, которые продолжали как бы развивать его эстетику. Т.е. такой Учитель, от которого пошло рассеивание и обмельчение.

С Пейтером же вышло наоборот: его последователи значительно усовершенствовали метод критики впечатления и достигли в нем бОльших высот, чем их "учитель". Ситуации, согласитесь, похожи, но акценты и результат разные, поэтому я говорю о "пародировании". У меня не настолько раздутое самомнение, чтобы выносить какие бы то ни было оценки в области, в которой я мало что знаю (в искусстве и живописи). ))