Больше рецензий

8 мая 2016 г. 15:36

1K

5

“Игровая терапия в действии” Вирджинии Экслайн - замечательный пример разбора клинического случая и игровой терапевтической работы на примере терапии мальчика Дибса шести лет. Взрослые из его окружения подозревали в нем умственную отсталость, родители запутались в своих проблемах и не старались сблизиться с ребенком, и последним шансом стала работа с детским психологом - автором данного произведения. По структуре книга представляет собой стенограммы и описание всего происходящего в игровой комнате с Дибсом, а так же несколько встреч с его матерью. В наблюдении использовалось зеркало Геззела, через которое все записывалось на камеру.

В начале истории Дибс предстает перед нами очень замкнутым ребенком. Они подолгу стоит на одном месте, не может сам раздеться\одеться, молчаливо обходит комнату школы по периметру, рассматривая лежащие на полках вещи, не смотря при этом в глаза и не улыбаясь. Он практически не разговаривает, агрессивно реагирует практически на все попытки взаимодействия с ним со стороны детей и учителей, а большую часть времени сидит под столом, пока другие дети поют песни, играют и читают книги. В ребенке накопилось много негативных чувств - обиды, злости, страха, - и они не давали ему чувствовать себя спокойно. Он сжался и предотвратил все попытки эмоционально связаться с миром.

В результате терапии (встречи проводились раз в неделю) Дибс изменился до неузнаваемости. В игре открылись все его выдающиеся способности - он замечательно читал уже с двух лет и был разносторонне интеллектуально развит. Мальчик стал много говорить, открыто смотреть в глаза, улыбаться и смеяться. Он расслабился и смог позволить себе стать ребенком, при этом взрослея и становясь самостоятельнее.

В чем же заключалась терапия? Это удивительно, но в недирективной терапии роль психолога крайне пассивна. В самом начале терапевт ясно дал понять, что Дибс может делать в игровой комнате все, что угодно, за тот час, что ему выведен: играть или стоять на месте, разговаривать или молчать - все в его распоряжении. Единственное, что делала психолог - сохраняла безопасность контакта, комментировала все происходящее с мальчиком, а так же оказывала помощь, когда он о том просил. Через какое-то время Дибс стал раскрываться терапевту в игре, песнях или через записи на магнитофоне. Еще одной важной особенностью подобного вида терапии является отсутствие интерпретаций. Основой работы стало взращивание самостоятельности и ответственности через игру. Я думаю, именно такой вид терапии подходил ему больше всего. В такой спокойной атмосфере он смог полностью раскрыться и заниматься тем, что ему нравилось, не ожидая при этом негативной оценки со стороны взрослых.

В эпилоге рассказывается о том, что стало с мальчиком через 9 лет, и это заставило меня чувствовать трепет и радость.

Рекомендуется к прочтению родителям, педагогам и психологам.