Больше рецензий

Cuore

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 мая 2016 г. 16:52

400

4

Дин Кунц сначала казался мне писателем-роботом – поставив одну точку, он сразу же начинает писать другой роман, на ходу выдумывая, о чем он будет (но тут, справедливости ради, я всегда отмечаю, что мой любимый Король Ужасов в этом плане ничуть не хуже). С Кунцем отношения складываются весьма сложные – порой, Кунц откровенно невыносим, зануден и повторяется, да и вообще, в зависимости от периода его творчества, (возможно) настроения и выбранной темы, хочется написать ему письмо: дружище, вот тут было очень неплохо, а вот про это тебе лучше не писать, ну сам видишь, фигня вышла. В одном ему не откажешь – он очень упорный и старательный писатель, благодаря чему и стал Дином Кунцем, «титаном ужаса» и так далее – титул Короля тут, сами понимаете, был занят. Роман «Невинность» с этой ужасной отечественной обложкой (хоть бы в руки её не брать, в самом деле – ни в какое сравнение с оригиналом) написан в 2013 году: лучший ли Кунц в этот период или худший, понять сложно, однако в одном «Невинности» не откажешь – эта атмосферность пробирает до самых костей.

В городе, который хочется назвать городом N – зима, снег засыпает город в лучших традициях мрачного нуара, не оставляя жителям надежды (город, впрочем, узнаваем и реален, но название ему совершенно ни к чему). Где-то глубоко под асфальтом прячутся двое монстров – в бывших катакомбах скрываются отец и сын, выбирающиеся на поверхность только ночью, в поисках еды или одежды, скрывающие свои лица балаклавами. На самом деле, они не отец и сын. На самом деле, они не монстры – обычные мужчина и юноша. На самом деле, конечно, не очень-то обычные – тут в чем-то загадка, но в чем, понять не получается практически весь роман: едва любой обычный человек увидит лица наших героев, сразу звереет и хватает оружие, захлебывается от отвращения, ненависти и ужаса сразу. Возможно, эти двое – ужасные уроды, по ошибке природы получившие невероятные и не поддающиеся осознанию уродливые лица, возможно, дело в чем-то другом. В любом случае, несмотря на постоянную опасность, страх перед людьми и миром «снаружи», оба – смиренны, добры, да как тут ещё описать эти идеальные характеры смирившихся с, казалось бы, жуткой несправедливостью этого жестокого мира. А мир снаружи в самом деле жесток, и Кунц здесь особенно не скупится – это действительно современное творчество, он зачёрпывает побольше мироболи, выплескивает её в текст – здесь и всеобщая жестокость, убийства, беспредел властьимущих, жажда денег, смертельный вирус убивает человечество. В мире скоро не остаётся людей, которые не подохнут от собственной желчи и ненависти. Апокалипсис Кунца в мире, который давно сдвинулся (тм) такой – здесь ненависть противостоит какой-то очень академичной идеологии, где этот самый идеал практически священен, божественен, безусловно невинен в квадрате.

«Невинность» вышла сложным романом – очень тяжёлое начало с кочками и ухабами, бесконечная беготня, прерывающаяся флешбеками в прошлое главного героя, его постоянная философичность, которую перебивает сам автор (ему тоже хочется порассуждать, благо тема позволяет), но после – невероятные по атмосфере описания города, снега, скрывающего ненависть и кровь; надежды здесь как будто нет, но вот появляется любовная линия (Кунц, ты ли это или Даниела Стил?), романтика этого трупного нуара порой кажется надуманной, сперва даже невыносимо лишней, но потом, под конец, с ней приходится мириться – это неизбежно. Кунц, в общем-то, неожиданно выдал очень лиричную вещь, вполне успешно сыграл в жанр, в который играют многие и справедливо выиграл. Для тех, кто привык к другому Кунцу, вполне возможно, роман дастся тяжело, но шанс ему дать стоит - лирика и мрак, в конце концов, очень занятное сочетание.