Больше рецензий

6 мая 2016 г. 22:34

1K

5 Думай как математик - как на самом деле нужно учиться

Самообразование – одна из наиболее важных возможностей в жизни человека. Она отличается от стандартных методов получения информации тем, что подразумевает самостоятельное изучение материала, что, помимо сложности с восприятием сложных тем, влияет еще и на недостаток мотивации – те периоды, когда мы знаем, что нам «необязательно выполнять это задание на завтра», «а вот это вообще можно пропустить». Тем не менее вне зависимости от модели обучения, а также используемых средств, очень важен подход к получению новых знаний. И здесь у человечества очень большие проблемы. По крайней мере, именно к такому выводу я пришел после прочтения книги Барбары Окли «Думай как математик».
Сразу хочу отметить главный недостаток этой книги – странное позиционирование и еще более неподходящее название. Объяснюсь. На мой взгляд, эта книга должна быть настольной абсолютно для каждого. Как словарь для человека, изучающего новый язык. В чем же ее заслуги, на мой взгляд?

Она учит нас учиться. Тому что мы все должны уметь еще до того, как начинаем впитывать какие-либо новые навыки. Представьте, что вы учитесь мастерить мебель, предварительно не узнав, как крутить шурупы и забивать гвозди. Возможно, вы обучитесь этому дальше, но не факт, что это будет 100% правильно. Подобные базовые навыки нужны абсолютно каждому человеку, именно поэтому я считаю, что эта книга – не просто полезное руководство для людей, которые хотят стать лучше, а лучший друг и постоянный путеводитель в мир новых знаний.

«Думай как математик» пригодится тем, кто испытывает проблемы с запоминанием нового материала, придумыванием чего-то оригинального или решением определенных задач. Как часто вы сталкивались с тем, что, начиная работать над чем-то, вам не хватало терпения и вы все бросали, но уже, буквально, через несколько часов ответ возникал как будто из ниоткуда. Я думаю, часто. Но это не случайность. Это закономерность, целиком оправданная. Научно доказано, что наш мозг может работать в 2 разных режимах. Условно их называют сфокусированном и рассеянном. Первый задействуется, когда вы концентрируетесь на задаче и делаете ее целиком осознанно. Второй вступает в силу, когда вы переключаете внимание на что-то другое или вообще расслабляетесь, а мозг при этом продолжает работать в фоне. Поэтому, когда вам кажется, что ответ, пришедший вам из глубин вашего сознания – признак высокого интеллекта, вспомните, что это лишь особенность мозга, свойственная каждому человеку.

Практика вспоминания — один из самых действенных способов усвоения знаний. Он намного более продуктивен, чем простое перечитывание материала. Создание библиотеки, где собраны способы решения задач, эффективно как раз потому, что оно базируется на методах практики вспоминания. Не поддавайтесь иллюзиям компетентности. Помните: читая объяснения в книге, вы часто склонны думать, будто эту информацию уже усвоили, хотя на самом деле она остается только на бумаге.


В тот момент, когда вы понимаете, что работу мозга можно контролировать, ваша жизнь и определенные сферы ее деятельности кардинально меняются. Со мной произошло именно так. Это похоже на магию. Разница только в том, что раньше все происходило случайно, а сейчас я специально отвлекаюсь, когда мне нужно получить ответ на сложный вопрос или придумать что-то кардинально новое.

Раз за разом те, кто предпочитает оставлять себе время на здоровый отдых после трудной работы, превосходят успехами тех, кто бесконечно занят только делом.


Если вы слышали о курсе Learning how to Learn (о котором я писал здесь), а еще лучше – проходили его, то эта книга станет лишь приятным дополнением, а не полноценной инструкцией. Очень многое взято из нее для материалов курса.

Учителя и преподаватели невольно могут слишком рьяно следовать правилам. В интересном исследовании, иллюстрирующем это утверждение, шестерых человек снимали на видео в то время, как они делали искусственное дыхание; только один из них был профессиональным парамедиком. Затем парамедиков-профессионалов попросили угадать, кто из персонажей был настоящим парамедиком. Девяносто процентов опрошенных угадали правильно, попутно делая ремарки наподобие: «Он знал, что делает». Когда тот же самый вопрос был задан инструкторам по искусственному дыханию, они ответили верно лишь в 30% случаев: эти слишком требовательные теоретики критиковали реальных специалистов, снятых в фильме, за то, что те сначала не прикинули, куда класть руки. Точное следование правилам было для инструкторов важнее, чем практические действия.


Разные виды памяти, работа с ней, борьба с прокрастинацией, Einstellung (эффект установки), важность сна, формирование порций и многое другое очень детально исследуется и описывается в этой книге. И собираясь в паззл, фактически формирует в вашей голове последовательную инструкцию о том, как правильно учиться.

По воспоминаниям великого ученого, его преподаватели ошибочно подходили к оценке способностей. Быстроту реакции они принимали за ум, наличие памяти — за наличие способностей, конформизм — за хорошее поведение. Успех Рамон-и-Кахаля, достигнутый им несмотря на его «недостатки», демонстрирует нам, что и сегодня учителя с легкостью могут недооценивать учеников, а ученики — себя самих.


Помимо того, что книга просто предоставляет важные и полезные техники для обучения, так она еще и развенчивает мифы, которые могут на самом деле вредить нам.
• Подчеркивать «важные» места в тексте – неправильно.
• Думать, что вы запомнили материал, когда вы просто читаете и понимаете его – не то же самое, что на самом деле помнить его.
• Мотивация не нужна нам все время. Достаточно лишь подключить ее, чтоб начать.

Школа и высшие учебные заведения — не единственный способ учиться. Некоторые из самых влиятельных и знаменитых людей нашего времени — Билл Гейтс, Ларри Эллисон, Майкл Делл, Марк Цукерберг, Джеймс Кэмерон, Стив Джобс и Стив Возняк — не доучились в колледже. Мы и в дальнейшем будем свидетелями потрясающих открытий, сделанных людьми, которые способны соединить лучшие черты как традиционного, так и нетрадиционного обучения с самообразованием.


Сначала курс на Coursera, а затем и эта книга стали для меня одним из важнейших открытий в сфере личностного развития. И у меня возникает непреодолимое желание поделиться этим знанием со всеми – сказать: «Поймите, мы учимся неправильно. Мы делаем вещи, которые только создают иллюзию знания, а впоследствии это приводит к тому, что мы просто не хотим учиться, потому что нам кажется это слишком сложно».

Почему нас никто не учит учиться?! Почему учителя в школах и ВУЗах считают, что достаточно объяснить, как писать реферат и курсовую, а вот рассказать, как работать с материалом – это лишняя трата времени? Но ведь на самом деле – это именно то что способно сэкономить и время, и силы.

Главная тема этой книги — парадоксальная природа процесса обучения. Сфокусированное внимание необходимо для решения задач, однако оно может и заблокировать нашу способность решать задачи. Без упорства нельзя, но оно может привести и к бесполезной трате сил. Запоминание — наиважнейший аспект приобретения опыта, но оно может мешать увидеть лес за деревьями. Метафора позволяет осваивать новые понятия, но может и привязать к ложным идеям. Занимаетесь ли вы в одиночку или в группе, начинаете ли с трудного или с легкого, учитесь конкретному или абстрактному, приходите ли к успеху или к неудаче — в конце концов объединение многочисленных парадоксов процесса обучения добавляет ценности и значимости всему, чем мы занимаемся.


Несмотря на то что эта книга называется «Думай как математик», она демонстрирует фундаментальные принципы обучения человека, знакомит нас с физиологией и рассказывает о тех техниках, используя которые, мы сможем начать наконец учиться, а не делать вид.

Здесь вы прочтете не только о книгах, но о множестве других интересных вещей