Больше рецензий

kopi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 мая 2016 г. 16:18

3K

5 Что есть Душа человека? Знает - Язык...

Глава «Путь к языку» Хайдеггера начинается цитатой из «Монолога» Новалиса: « Как раз своеобразие языка -что он озабочен только самим собой-никому не ведомо». Так как же найти ПУТЬ К ЯЗЫКУ?
Зачем? «Мы как раз те существа, у которых ЯЗЫК есть. ДАР РЕЧИ только и отличает Человека, делает его Человеком. ..Мы существуем прежде всего в языке и при языке…Вместе с тем это-непрочное обладание. От изумления или страха человек теряет ДАР РЕЧИ. Другой теряет речь от несчастного случая. Он не говорит…и не молчит. Он НЕМ. А речь предполагает произнесение артикулированных звуков. В речи язык дает о себе знать как деятельность органов речи: полости рта, губ, «зубной преграды», языка, гортани. Язык-это «язык», исходящее из уст…»
Аристотель:- «То, что происходит при произнесении звуков, есть указания на имеющиеся в ДУШЕ ПРЕТЕРПЕВАНИЯ, а написанное указывает на звуки голоса. И как письмо не у всех людей одно и то же, так и звуки голоса не одни и те же. Но то первичное, чего они(ЗВУКИ и ПИСЬМО) суть указания, это- одинаковые у всех людей ПРЕТЕРПЕВАНИЯ ДУШИ; и вещи, уподобительными изображениями которых являются они (претерпевания), тоже одинаковы»… - Текст Аристотеля есть просвещенное высказывание о той классической постройке, в которой СКРЫТ ЯЗЫК как РЕЧЬ. Буквы указывают на звуки. Звуки указывают на переживания в душе. Переживания указывают на касающиеся их вещи. Поскольку язык ЕСТЬ, …он-сущее(налично существующее).Начавшееся в греческой античности размышления о языке …достигают вершины в языковедческой мысли Вильгельма Гумбольдта- «О различии в строении человеческого языка и его влиянии на ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ человеческого рода(Берлин,18360)».
- Членораздельный звук - по Гумбольдту- есть основа и сущность всякой речи. ЯЗЫК, схваченный в его сути, есть НЕЧТО в каждый момент ПРЕХОДЯЩЕЕ …даже его фиксация НА ПИСЬМЕ есть всего лишь не совершенное, МУМИФИЦИРУЮЩЕЕ СОХРАНЕНИЕ.
- Сам ЯЗЫК ЕСТЬ НЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, А ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЯЗЫК есть вечно обновляющаяся РАБОТА ДУХА, направленная на то, чтобы сделать АРТИКУЛИРОВАННЫЙ ЗВУК – ВЫРАЖЕНИЕМ МЫСЛИ.
Непосредственно и в строгом смысле это(язык) есть определение речи, но ведь в подлинном и существенном смысле лишь всю совокупность этой речи только и можно считать языком». Гумбольдт говорит т.о., что существо языка он видит в речи. Г. представляет язык «как особенную «РАБОТУ ДУХА»…
- Язык следует рассматривать не …как мертвое порожденное,но гораздо более как некое порождение; надо отвлекаться от того, что он делает в качестве обозначения предметов и средств взаимопонимания и, напротив, восходить к его тесно переплетенному с его ВНУТРЕННЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДУХА источнику и их взаимному влиянию друг на друга»..
- Когда в душе просыпается чувство, что ЯЗЫК есть не просто разменное средство взаимопонимания, но подлинный МИР, который ДУХ внутренней работою своей силы призван воздвигнуть между собой и ПРЕДМЕТАМИ- тогда ДУША на правильном пути к тому, чтобы все больше открывать в нем и вкладывать в него»…Работа духа есть ПОЛАГАНИЕ (учение новоевропейского идеализма), синтез между СУБЪЕКТОМ и его ОБЪЕКТАМИ. «То, что вырабатывает сила субъекта, что она ПОЛАГАЕТ своей работой между субъектом-объектами, Гумбольдт называет «миром». В подобном «мировоззрении» человеческое множество приводит себя к самовыражению…