Больше рецензий

Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

6 мая 2016 г. 16:00

1K

3.5

Прямо разрывает меня от противоречивых чувств: книга, безусловно, мне понравилась, но, черт, как же жаль, что я не могу сказать, что очень понравилась! Ведь были же все шансы.

Я очень люблю классические детективы, когда нет ни мистики, ни излишней «жести» в описаниях, ни припрятаны «рояли в кустах», ни развязывает все узлы какой-либо «бог из машины», а есть загадочное преступление, улики, запутанные и противоречивые свидетельские показания, подозрения, версии, проверка версий, «охота» на преступника и, наконец, логичная разгадка тайны и поимка злодеев. И «Визит…» идеально вписывается в эти рамки: увлекательный и динамичный сюжет, таинственная кража бесценной скрипки работы Страдивари, несколько версий происшедшего и череда подозреваемых, а также умные и увлеченные своим делом сыщики, по ниточке разматывающие клубок преступного замысла.

Добавляет увлекательности и вторая линия повествования – история объекта преступления, знаменитой скрипки, а, вместе с ней, и история семейства скрипичных мастеров Амати, описание жизни Антонию Страдивари и его талантливого «конкурента» Андреа Гварнери.

Для чисто детективной истории в романе необычайно ярко и выпукло описаны персонажи, начиная с сыщиков и злодеев и заканчивая многочисленными свидетелями и прочими второстепенными действующими лицами.

Что же тогда не так? Немногое, но мне это показалось важным.
Очень неблизкой и далеко не бесспорной показалась идея, которая «красной нитью» проходит через всю книгу, начиная от истории создания скрипки до её похищения через 2,5 века. Авторы всячески внушают читателю мысль о том, что если есть у человека какой-то талант и он выбрал какое-то дело, то надо лечь костьми, но стать в своем деле самым лучшим, не отвлекаться ни на что другое и очень многим пожертвовать.

Человек должен стремиться быть всегда первым, иначе вообще нет смысла жить.


Во избежание спойлеров детективного сюжета, приведу пример из «исторической» части романа. Так, Антонию Страдивари с ранней юности становится одержим идеей создания прекрасных, совершенных инструментов, он живет только этим, никаких других радостей, увлечений, друзей. Женился на скромной и безропотной женщине, которая ни в чем не противоречила и рано постарела, живя с мужем и детьми, по сути, в мастерской. Детей – четверых сыновей, мастер Страдивари воспринимал только как учеников и продолжателей своего дела. Сын, захотевший быть не скрипичным мастером, уже будто бы и не сын вовсе.
Авторы настаивают на том, что любое творчество – это постоянные мучения, что невозможно жить и творить с легкостью, от избытка таланта, энергии, жизненных сил, от желания донести до людей свои идеи и поделиться с ними чем-то прекрасным.

Все прекрасное, что сотворяется руками человеческими, рождается в муках, кровавом поту, тоске неудовлетворенности, боли телесной и страданиях душевных.


Кредо авторов: если нечто создано без страданий, то, значит, оно и не прекрасно. Герои, которые не делают своё занятие главным в жизни и забирающим 99% жизненного ресурса, не жертвуют собой во имя чего-то показываются как в чем-то ущербные и, в целом, «отрицательные». Таков, например, старший Гварнери.

На мой взгляд, быть одержимым одной идеей и подчинить ей всю жизнь – не лучший способ прожить свою жизнь. В лучшем случае можно стать всемирно известным виртуозом, как Лев Поляков. Но, если природных данных и таланта чуть меньше, то даже самый трудолюбивый человек «загрызет» сам себя в перфекционстском стремлении к идеалу. Один из героев, который вызвал у меня наибольшее сочувствие, говорит следователю Тихонову о том, что «сыщиком можно быть восемнадцатым, а скрипачом – только первым», а после берет свои слова обратно, настаивая на том, что и сыщиком непременно нужно быть первым. Ну не бред ли? И что же делать тогда 18-му, 50-му, 100-му скрипачу или сыщику? Сразу бежать и прыгать с моста в речку? Или жить в постоянных невротических мучениях из-за своего несовершенства?

А стоит ли писать детективы после великолепного Артура Конан Дойля и несравненной Агаты Кристи? На мой взгляд, стоит. Равно, как и стоит развивать адекватную самооценку, избавляться от завышенных ожиданий от себя самого и ставить достижимые цели. Тогда можно и наполнить жизнь смыслом и обрести счастье.

— А что является счастьем? — спросил я.
— Познание самого себя. Познать себя можно только в покое. А покой мы обретаем, проходя сквозь боль и стенания. И познав покой, уже никогда не жалеешь о том, что было, не волнуешься о том, что будет, а просто живешь в настоящем, и ощущение этой осени, выгоревшего огромного неба над тобой, простора, воздуха, моря золотых листьев, всего прекрасного и ужасного мира вокруг — вот счастье.


Так беседуют о счастье Тихонов и Иконников, и очень печально, что позиция Иконникова, согласно роману, оказывается неубедительной. Впрочем, очевидно, что для убедительности такой позиции нужно было бы несколько снизить градус пафоса романа, на что авторы, по всей видимости, пойти не могли. Вторая мысль, которая также отчетливо прослеживается на протяжении повествования – это идея об однократном «правильном» и «неправильном» выборе человека.

Главный выбор в жизни доводится сделать один раз. И очень часто мы делаем ошибку, потому что есть только два решения: "да" и "нет". Середины не дано...


Все персонажи, так или иначе, описаны с точки зрения этой, на мой взгляд, в корне неверной идеи. Проявил однажды слабость, малодушие, трусость или жадность – и бац, ты уже «на стороне зла». И выбор у тебя всегда простой и дико сложный: одно из двух.

Конечно же, реальная жизнь и живые люди не вовсе такие, мир не черно-белый, а радужно-многоцветный, сотни маленьких «выборов» (не из двух, а из множества вариантов) мы совершаем каждый день, и вряд ли кто-то может с уверенностью сказать, какой выбор в жизни был «главным».

При этом, все написанное выше не помешает мне в один из дней, когда я буду стоять перед сложнейшим выбором: что бы такое почитать, взять ещё какой-нибудь детектив братьев Вайнеров. Хорошо ведь пишут.)

Комментарии


В чем-то согласен, в чем-то - нет.

Ну не бред ли? И что же делать тогда 18-му, 50-му, 100-му скрипачу или сыщику? Сразу бежать и прыгать с моста в речку? Или жить в постоянных невротических мучениях из-за своего несовершенства? ...стоит развивать адекватную самооценку, избавляться от завышенных ожиданий от себя самого и ставить достижимые цели.

Конечно, стоит, вопрос всегда и состоит в том, чтобы верно понять, что именно ты должен делать, а не загоняться в какие-то гонки непонятно с кем. Но если это так, то проблема не в «перфекционизме», а именно в верном выборе дела. А когда человек на своем месте, то он и сам разберется, как и что ему надо делать (и в этом смысле также не стоит занижать и высокие ожидания, если они адекватны). При этом ясно, что он все же будет стремиться сделать как можно лучше, то есть перфекционисткая тенденция все равно неустранима. Сам по себе перфекционизм невозможно устранить - особенно из творческой сферы - разве нет?

Проблема же у Вайнеров мне увидилась в том, как тенденциозно они противопоставили "правильного во всех отношениях" Полякова "неправильному" Иконникову. Поляков - это такой очень удобный гений - для семейного просмотра. Скромный, тихий, на скрипочке играет, никому не мешает. А Иконников типа самовлюблен и поэтому ничего у него не вышло. Но по темпераменту именно Иконников больше похож на мастера (как более сложный человек), а Поляков - на хорошего исполнителя. Опять-таки всякого рода увлечения и вообще жизнь не могут быть четко противопоставлены тому делу, которым занимается человек. Если писатель будет только писать (скрипач – только играть на скрипке) - то и писать ему будет не о чем. Жизнь подпитывает творчество, собственно одно от другого вообще трудно-отделимо.


проблема не в «перфекционизме», а именно в верном выборе дела


Думаю, дело и в том и в другом. Если человек занят своим делом и ощущает себя на своем месте, то он не мучается от перфекционизма, и, если и хочет прогресса, то сравнивает себя с собой. Например, в книге есть не только Поляков и Иконников, но и Трубицын. В романе он тоже "несчастный", тогда как, ИМХО, такого типа человек вполне может быть счастлив, не будучи "первым скрипачом", а будучи хорошим преподавателем музыки.

Иконников больше похож на мастера (как более сложный человек), а Поляков - на хорошего исполнителя


Да, авторы и в этой паре и в паре Страдивари-Гварнери говорят о том, что и гению нужно еще и трудолюбие на грани самоотречения, и только тогда будет результат. То есть снова переносят нас из сферы природных данных в сферу морали: будешь трудолюбивым, честным и пр., и будет тебе "счастье".


Я не верю в больших художников, не мучающихся от перфекционизма:) А вот насколько это кому надо - забираться в эту область мучений - тут, конечно, большой вопрос.
Вот, кстати, интересно - я думаю, Конан Дойль больше мучался не с созданием Шерлока Холмса, а с тем, что в нем видели в первую очередь создателя Шерлока Холмса:)


Я тоже убеждена, что и художники и не только художники от перфекционизма мучаются, но думается, что мучения не всегда именно такой природы, как описано в "Минотавре".


Согласна с твоими словами, хотя все равно в детстве очень любила эту книгу и фильм по ней тоже.

Один из героев, который вызвал у меня наибольшее сочувствие, говорит следователю Тихонову о том, что «сыщиком можно быть восемнадцатым, а скрипачом – только первым»

У меня тоже он всегда вызывал наибольшее сочувствие)


У меня тоже он всегда вызывал наибольшее сочувствие)


И почему я не удивлена.)

Надо было и мне гораздо раньше прочитать, тогда бы пафос и тенденциозность не так задевали, ну и в отношениях Тихонова и Лавровой я бы не заметила ничего плохого.) Хотела подробно в рецензии написать, но не стала.)


А что ты заметила в их отношениях?


Вначале я думала, что Тихонов гораздо старше Лавровой, поэтому все время и завет её Леночкой, "учит жить" и пр. А когда поняла, что Тихонову около 30, то потихоньку стала выпадать в осадок. Откуда такое высокомерие и снисходительность? Прямо по башке хотелось настучать.) И он все время ждал от Лавровой глупостей. Одна сцена с пистолетом чего стоит. Вначале всё это "Ах, в женской сумочке не должно быть пистолета!", а потом Тихонов реально предположил, что Лаврова хочет застрелить собаку, когда она в сумочку полезла за конфетой...
Ну а в итоге, как мне кажется, там дело к чему-то романтическому должно повернуться. Бедная Леночка!)


*пожимает руку* Меня тоже задевала снисходительность, но на возраст не обратила внимание (я была в том возрасте, когда думала, что люди должны умирать в 35, потому что уже старые)), просто такое отнашение всегда вызывает у меня чувство, что кто-то самоутверждается за твой счет. И при этом еще и эти намеки на "чувства"...) Подробностей вроде собаки уже не помню, но снисходительность очень так хорошо запомнилась. Так что может и не имеет значения, когда читать)


Думаю, это отчасти отголоски отношения к женщинам в целом. В истории Страдивари есть фраза, о том, что "Дочь в семье должна выйти замуж, а скипка - идти к людям" Если считать, что для девушка главное «замуж», то как ещё на неё можно смотреть как на специалиста? Она именно «Леночка», а не «Елена Батьковна» и даже не просто «Елена».


Естественно. Даже сегодня не все увидят в таком обращении что-то настораживающее.


Вначале, когда было описано, что Лаврова начинает курить на месте преступления и пытается стряхнуть пепел в первый подходящий сосуд, я продумала, что она просто дурочка, потому и Леночка. Ну, а вторая версия была, что Тихонов – уже убеленный сединами ветеран, которому она в дочки/внучки годится. Когда выяснилось, что Лаврова не дурра, Тихонову – около 30 и они уже год вместе работают (!), то с какого бы фига она Леночка, а он ей – по имени отчеству. Выходит ей уже года 24-25 минимум, раз у неё есть в/о, она успела набрататься какого-то опыта и её направляют на ответственные дела. В общем, нет в этом мире справедливости по отношению к женщинам.)))


Главное, чтобы женщины сами это все осознали, а то так и будет...)


Лед через 200-300 и у нас осознают.)


Лучше поздно, чем никогда))


Кредо авторов: если нечто создано без страданий, то, значит, оно и не прекрасно. Герои, которые не делают своё занятие главным в жизни и забирающим 99% жизненного ресурса, не жертвуют собой во имя чего-то показываются как в чем-то ущербные и, в целом, «отрицательные».

Я бы сказал, что это не столько кредо авторов, сколько modus cogitandi, vivendi et operandi эпохи. Советская власть сверхмощными идеологическими накачками пыталась воспитать людей, напрочь забывающих о себе и отказывающих себе во всём ради пламенной борьбы за дело построения социализма на пути к светлому коммунистическому будущему.
В сочетании с принципом "от каждого - по способностям, каждому - по труду" (а вернее, с первой частью этого принципа) это приводило к тому, что от людей одаренных, обладающих большим творческим и/или научным потенциалом, действительно требовалось выжимать себя даже не на 99%, а на все 100%.
Но Вайнеры это не сами придумали, они просто жили в то время. Прямо-таки хочется процитировать от их лица ставшую известной уже в постсоветское время фразу "не мы такие - жизнь такая".

На мой взгляд, быть одержимым одной идеей и подчинить ей всю жизнь – не лучший способ прожить свою жизнь.

Потому что ты никоим образом не являешься пламенным борцом за дело борьбы, который в упорной борьбе борется за то, чтобы борьба... :)))
Ты рассуждаешь как обычный человек, который просто хочет жить нормальной человеческой жизнью. Советская власть высказывания подобных устремлений вслух как-то не приветствовала.
Мне тут много чего вспомнилось. Например, цитата из фильма "Девять дней одного года" с Баталовым и Смоктуновским, когда герой Баталова - молодой талантливый физик-ядерщик, уже переживший одно облучение и продолжающий работу с риском получить второе, - в ответ на фразу о том, что где-то там ему дадут квартиру, отвечает: "Зачем мне квартира?"
Или еще довоенный фильм Тимур и его команда", где Тимур в исполнении юного Ливия Щипачева вслух с горящими глазами читает строки из "Мцыри" Лермонтова. Естественно, это строки "Имел одной он думы власть, // Одну, но пламенную страсть". Вот нужно было, чтобы именно эти слова произнес не кто-нибудь, а самый положительный персонаж. Пропагандой и идеологическими накачками там не дураки занимались...
Или предисловие Льва Шейнина к его "Запискам следователя" - он рассказывает о том, как его командировали в угрозыск в тот момент, когда он не то только окончил Литинститут, не то собрался туда поступать. На его робкое замечание о том, что он планировал заниматься литературой, следует гневный и безапелляционный ответ: "Какое дело революции до твоих чаяний индивидуалиста?!"
И прочая, и прочая, и прочая...

И что же делать тогда 18-му, 50-му, 100-му скрипачу или сыщику? Сразу бежать и прыгать с моста в речку? Или жить в постоянных невротических мучениях из-за своего несовершенства?

А вот это вообще никого не волновало...


Знаешь, могу согласиться с первой и второй мыслью. Да, конечно, роман Вайнеров – продукт своей эпохи, там даже в уста Амати и Страдивари вкладывались чуть ли не антикапиталистические пассажи на тему того, что «таланты всегда бедны» и пр. А вот с тезисом про «никого не волновало» не соглашусь. Так или иначе и в советсткое время сыщики (и скрипачи) нужны были в каждом городе и не по одному. Если всякий решит, что раз он не лучший, а 100-й, то пойти теперь в змеюшник работать, то все змеюшники будут переполнены, а сыщиков, кроме одного, не останется.)))


А вот с тезисом про «никого не волновало» не соглашусь. Так или иначе и в советсткое время сыщики (и скрипачи) нужны были в каждом городе и не по одному. Если всякий решит, что раз он не лучший, а 100-й, то пойти теперь в змеюшник работать, то все змеюшники будут переполнены, а сыщиков, кроме одного, не останется.)))

Это было бы так, если бы каждый был чрезмерно впечатлителен. Но, по счастью, человеку свойственны инстинкт самосохранения и адаптивность психики :)))


инстинкт самосохранения и адаптивность психики

Иными словами, туповатость?)


Нет, я имел в виду именно адаптивность, сиречь приспособляемость. Туповатый человек приспосабливается легче в силу меньших рефлексий, но он обычно и не претендует в гонке 18-го сыщика (скрипача) за 1-м :)))


То есть уже выходит. что постулат про "лучшего" может быть применен только незначительной частью нетупых и восприимчивых людей? И он вовсе не универсален?


В какой-то степени да.
Плюс еще специфика деятельности определяет саму применимость такого подхода. Я понимаю, что такое гениальный скрипач и гениальный сыщик. Но мне очень сложно представить себе гениальность применительно к работе, например, почтальона или автобусного контролера - там как-то не развернуться. Соответственно, и порывов стать первым, а не восемнадцатым, тоже нет :)


Первого скрипача проще представить, есть же профессиональные музыкальные конкурсы и пр, хотя с какого-то момента начинается вкусовщина. Кому-то нравится исполнение одного, другому- другого. А применительно к сыщикам все сложнее. Каждый работает с индивидуальными преступлениями в своих условиях, часто с неравными возможностями. "Первыми" могут быть только придуманные сыщики, вроде Эркюля Пуаро )


"от каждого - по способностям, каждому - по труду"


В этой схеме, разве не очевидно, что либо кто-то будет снимать "сливки" с разницы между способностями способных и трудом неспособных либо способные передохнут, обеспечивая каждому идиоту "по трудам его"?


В этой схеме, разве не очевидно, что либо кто-то будет снимать "сливки" с разницы между способностями способных и трудом неспособных либо способные передохнут, обеспечивая каждому идиоту "по трудам его"?

Очевидно. Собственно, именно поэтому мы живем сейчас не в СССР :)


Я, вот , думаю, а что, кто-то мог искренне верить в социалистические идеалы? Как считаешь?


Думаю, такие люди составляли меньшую часть общества, но
1) исчислялись они миллионами (в СССР на момент распада проживало почти 300 млн. человек);
2) изначально, думаю, верили почти все - каждый гражданин СССР с рождения погружался в атмосферу соцреализма, щедро приправленную Ленинианой. "Союз нерушимый республик свободных", октябрятские звездочки, пионерские галстуки, комсомольские билеты, колхозы и совхозы, плановая экономика, соцсоревнования, значок "ударник социалистического труда", нормы ГТО, политинформации, вот это вот всё. Мы были всей этой идеологией пропитаны насквозь. А верить переставали уже в достаточно зрелом возрасте, когда обнаруживали вопиющие расхождения между бравурными декларациями и реальной действительностью. Но это процесс не одномоментный, каждый приходил к этому своим путем и в очень разное время...


А верить переставали уже в достаточно зрелом возрасте


По-моему уже в детстве очевидно, что 1) люди не равны от природы 2) делиться никому ни с кем ничем не хочется. Разве нет? По-моему всю эту агитацию можно было воспринимать только как внешнее бла-бла-бла, которое никогда не совпадает с тем, что есть. Детей же всегда взрослые учат тому, что сами не соблюдают и во что не верят.) Но многие дети способны думать головой... Но это, конечно, как раз иллюстрация того, что и дети не равны. Кому-то, быть может, это и не очевидно в детстве.


Люди бывают разные. Я вот, например, делился довольно охотно :)
А что касается того, что люди не равны от природы, то я это понимал, но какое-то время целенаправленно отгонял от себя эту мысль. Мне все время хотелось справедливости :) А знаменитая фраза про Юпитера и быка как бесила меня в детстве, так бесит и сейчас, когда мне уже за сорок.
Поэтому, скажем так, в детские и отчасти даже отроческие годы я за коммунистическую идеологию упорно цеплялся. Но где-то к 13-14 годам мозг перевесил окончательно :)))


Наверное, мне меньше повезло. Я довольно рано поняла, что хоть убейся, но есть люди умнее и талантливее, значит, никакой справедливости нет и быть не может. Ну, и делиться никогда не любила.) Асоциальной личностью росла, что и говорить.)))


Кстати, а ты до фильма добралась или нет? Или не пошел?


Добралась, но пока только одну серию посмотрела. Нравится.
Хотя отношение Тихонова к Леночке бесит еще больше, чем в книге.)))


Зато Гафт-Иконников какой надо, - да и к Тихонову у тебя наверное претензии более все же именно как к Тихонову, а не к Шакурову, как к его воплощению:)


Иконников прекрасен! И как персонаж и как Гафт.)
Само собой, что пртензии к Тихонову.) Шакуров очень "правильный" Тихонов, и Обольников шикарный.


Да уж, Обольников-Борисов не менее как на Оскар наиграл:)


Вот, вроде, и противный персонаж, но на фоне дико правильного Тихонова даже обаятельный.)


Еще Содомский впереди, он еще противнее и еще более впечатляет:)


Сегодня вечером, если ничего не помешает, продолжу смотреть.)


А я "Не в моем вкусе" буду смотреть:)


О, жду впечатлений.)))


Посмотрел, кстати, любопытный фильм с несколько неожиданной концовкой. Философию, конечно, немного за уши притянули, хотя что-то философское в его отстраненном взгляде есть. Но вообще все же более писательская ситуация, чем философская. Главная героиня очень живая, яркая, танцующая. Переживет и философа, то бишь - will survive:)


Анаис, так нравится, как ты аргументируешь своё мнение. И твои выводы.
Я не читала книгу. А вот фильм смотрела. Правда очень давно. Но что поразительно. помню очень ярко свой интерес к каждой следующей серии, как ждала их. Тогда, ведь, не было возможности в интернете всё разом посмотреть. ка волновалась). Помню и Шакурова, и Гафта, и Плята, и Филиппенко.. Актура, который играл музыканта не помню имя, но и его помню.
Я не могла понять, что мне нравится смотреть больше - наш мир или жизнь скрипичного мастера.
А про место первой скрипки и кмении принять, что ты первым быть не можешь очень хорошая повесть есть у Берберовой, называется "Аккомпаниаторша" - сильная штука.


Оля, спасибо!
Берберова как раз уже стоит у меня на полке - и "Курсив мой" и "Аккомпаниаторша".
Про первые и не первые скрипки - моя больная тема, во многом. Меня воспитывали в духе "все, что не является лучшим, не заслуживает внимания", поэтому избавление от перфекционизма и примирение с собственным несовершенством до сих пор актуальная задача.
Фильм я с детства смутно помнила, пересмотрела после книги и восхитилась - совершенно замечательные актерские работы.