Больше рецензий

Anonymous

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 мая 2016 г. 13:01

167

4

Прочитала на "Медузе" статью о недавно переведённой на русский язык книге, жутко заинтересовалась и пошла в библиотеку брать её же в оригинале. Чего ждать переводов? Книга оказалась в запасниках - не переиздавалась и не особо читается. Библиотекарь, выдававшая книгу, вспомнила: "Это же о медведе?" Я говорю, что вроде бы так и есть. Она говорит: "А, страшная!" По-моему, книга не страшная, а жестокая.
На краю Бекланской империи есть островок, на котором ютится племя ортельга. Существует легенда, что когда-то ортельги правили всей Беклой, когда у них был медведь-талисман. Вот они живут и поджидают второго пришествия медведя, чтобы опять стать властителями империи. И вот наконец эдакий Иванушка-Дурачок, Кельдерек-Играй-С-Детьми, охотник, встречает в лесу медведя и понимает, что это Он - обещанный воплощённый бог Шардик. Ну тут понеслась. Ортельги на радостях и на голом кураже вышли на войну с бекланцами, вернули себе былую силу, а королём стал Кельдерек - из-за того, что по какой-то непонятной причине медведь его признаёт и не убивает на месте.
С приходом Шардика на место прибывает оперативная группа жриц культа. Они пытаются объяснить Кельдереку, что раз медведь выбрал его, теперь ему следует обучиться мастерству жречества. Они объясняют, что собираются следовать за медведем, куда бы он ни пошёл. Потому что медведь - проводник воли богов. У Кельдерека же на медведя другие планы. Кельдерек сажает бога-медведя на цепь и использует во славу ортельга. "Ну всё понятно, - говорит разочарованный читатель, - как это по-человечески, использовать религию как инструмент самовозвеличивания". Но не всё так просто. Судя по всему, наш Иванушка-Дурачок весьма искренне считает, что противоречия нет. Воля богов - медведь на привязи. Да и не так уж он и счастлив быть королём.
Ещё одна сторона жестокости в книге - работорговля. Кельдерек считает, что торговля - двигатель экономики. Но поскольку страна такая нищая, что торговать нечем, торговать начинают простым людом. При этом речь идёт как будто о торговле деревянными ложками. Это и есть самый жуткое в книге. И такое впечатление, что всё это было в назидание одному-единственному герою - Кельдереку. Ну да, он прошёл длинный путь, многое понял. Но ведь столько невинных людей пострадало, почему такова была воля богов?
Ещё автор как-то существенно нарушает законы жанра фэнтези. Это вымышленная страна, в которой есть сверхъестественный явленный бог, но так до конца и не понятно, есть ли в его внезапных появлениях в нужном месте в нужное время что-то магическое или это всё же какие-то безумные совпадения? Что-то уж очень неправдоподобное тут есть. Автор, скорее всего, не собирался писать ничего похожего на фэнтези, он писал о Человеке, просто так уж получилось. А получилось в итоге какое-то назидательное фуфло. Вы там жалуетесь, что Хроники Нарнии - дешёвая христианская пропаганда? Тут же дешёвая пропаганда великой идеи гуманизма, очень мало художественного произведения.

Комментарии


Кажется, есть ответ на загадочное поведение Кельдерека по отношению к богу-медведю. Отрывок из Золотой ветви Фрэзера:

Дикарь, в отличие от цивилизованного человека, почти не отличает естественного от сверхъестественного. Мир для него является творением сверхъестественных, антропоморфных существ, которые действуют из побуждений, подобных его собственным, и которые могут быть тронуты призывами к состраданию. При таком воззрении на мир дикарь не видит предела своей способности воздействовать на ход природных процессов и обращать его в свою пользу. Боги посылают дикарю хорошую погоду и обильный урожай в обмен на молитвы, обещания и угрозы. А если (что иногда мерещится дикарю) бог воплощается в нем самом, то надобность в обращении к высшему существу вообще отпадает. В таком случае дикарь сам «обладает» всеми способностями, необходимыми для того, чтобы содействовать собственному благоденствию и благополучию своих товарищей.