Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

4 мая 2016 г. 05:24

175

5 И вчера и завтра была война

Второе прочтение такой книги, как "Триумфальная арка" вовсе не является хождением давно знакомыми тропами и любованием набившими оскомину видами. И дело вовсе не в том, что прошло три года и сюжет изрядно подвыветрился. Просто литературу такого масштаба, такого качества и такого мастерства невозможно читать со скукой и по обязаловке — непременно будешь эмоционально включённым и в события, и в переживания героев романа, и в процесс интеллектуальной переработки заложенных в романе авторских идей и представлений, взглядов и убеждений, ценностей и смыслов.

Величие Ремарка в том, что он сумел через личную судьбу немецкого нелегального эмигранта Равика и других персонажей и героев книги показать почти апокалиптическую картину заката Европы, конца европейской цивилизации в том виде, в каком она была между двумя мировыми войнами — Европа, да и мир тоже, больше никогда не будут такими же... И не напрасно перед моим внутренним взором постоянно мелькали картины тёмного полуосвещённого города с нависающим над ним мрачным небом с несущимися и сеющими мелких пронизывающий дождь облаками, с серыми фигурами нахохлившихся сгорбленных и согбенных людей с испугом в душе и с отчаянием в исподлобья бросаемых вовне взглядах... Вот эта мрачноватая средневековость и полусумрачная приглушённость тонов распространяется не только на картины внешнего мира, но и на те чувства и эмоции, которые испытывают и проживают герои книги Ремарка.

А ещё Ремарк мастер образов и символов. И хотя он сам в тексте романа иронизирует над символизмом, но ведь постоянно всплывающий в книге образ Триумфальной арки совсем не случаен — коли порассуждать немного, так можно себе представить, что Равик, являясь представителем гуманнейшем профессии врача, совершая личную казнь по личному же приговору нациста и фашиста гестаповца Хааке, осеняет себя этой самой Триумфальной аркой...
Но образ Триумфальной арки вовсе не является единственным и центральным (хотя роман и носит это имя) — такого рода образов и символов в тексте рассеяно довольно много, и внимательный читатель сам найдёт их во время чтения. Потому что Ремарк очень точен в выразительных средствах и пишет только те диалоги и внутренние монологи, которые стопроцентно реалистичны, и даёт только такие картинки внешнего мира, которые максимально помогут читателю войти в ткань романа, оказаться рядом с его героями...

Прочитано специально для второго заседания Клуба ЛЮбителей Чтения "Ключ" г. Валдай

Комментарии


Приятной дискуссии о замечательной книге!


Уже состоялась 23 апреля, копья ломали :-)


О! Молодцы!