Больше рецензий

3 мая 2016 г. 19:01

540

3.5 Туда и (без) обратно

Дано: девочка Настя и мальчик Максим.
Дано: здесь и сейчас, там и тогда.
Дано: встреча, ожидание, обмен.
Что ждет: дорога, испытания, цель.
Как найти: верить, действовать, не забывать.

Две реальности и старт истории, в котором такое всё знакомое любому, кто хоть как-то связан с компьютерными играми, Сетью или хотя бы слышал истории про все это. Своего рода страшилка для самых и не только маленьких о том, что по ту сторону компа можно засидеться настолько, что не вернет обратно. Добавляем сюда концепцию из фильмов о сданных в плен играм людям, где у них нет-нет, но получается достучаться до своего "ведущего" игрока, чтобы хоть как-то выбраться из окружающего ада. Получаем старт "Это просто игры", где двум героям предстоит львиная доля испытаний по обе стороны экрана.
Не бойтесь, все не настолько страшно и тяжело, как может показаться на первый взгляд, хотя смерть за нашими действующими лицами номер один будет приходить с четкой периодичностью в расчете на удар в одну сторону, а в остальное время тенью бродить по пятам. Потому что если так вышло, что еще вчера ты сидел в своем кресле и рубил противников по ту сторону, а сегодня вы внезапно все по эту, невольно понимаешь, даже находясь в стороне зрителем, что опыт и умение спастись - дело все же наживное.

О чем сюжет? Есть девочка Настя и мальчик по имени Макс, которого волей ранее выбросило в пространство той самой игры, к которой по почти роковой случайности выпало приблизиться и Насте. Тут в дело вступает связка игрок-персонаж, внезапный обмен телами, и теперь у наших героев поменялась градация ценностей. Максу в теле Насти надо найти себя настоящего, плюс-минус спасти горе-девочку из игры, а Насте остается только выживать, проклинать Макса на чем свет стоит за такую подставу (потому что не предупредил и воспользовался возможностью удрать и кинуть!) и снова выживать. Здесь можно и нужно порицать Макса за, по сути, обман, но, давайте подумаем, в минуту отчаяния как бы поступили вы?

Самое классное и одновременно жуткое, что получилось у автора - это "забывание", частичная и постепенная амнезия, которая нападает на героев, если они умирают в виртуальном мире. За все приходится платить, а здесь разменная монета за воскрешение - личное счастье из моментов прошлого и мелочей, воспоминания, мысли о семье, имя. Может дело в том, что я панически боюсь, что когда-то моя память мне решительно откажет, но именно этот момент описания мира очень зацепил.
Что до общей канвы сюжета, то она показалась...слишком простой, что ли. С самого начала, как только случается та самая кульминация обмена, начинаешь понимать плюс минус километр, куда все пойдет, чем закончится. При этом само повествование, с одной стороны, по стилю очень простое, и вроде бы на детей рассчитано, но, с другой стороны, 12+ и множественный сленг, который совсем детям не понять и не постичь. Для меня этот стиль все-таки действительно оказался слишком детским, либо я просто ожидала иного. И самое неожиданное заключается в том, что судьба героев и их развитие интересны более всего именно после окончания истории, именно за последней страницей. Только дочитал, закрыл, вдох-выдох - и вот здесь бы начаться самому интересному, но нет. Та же игра не вызывает такого лютого желания покопаться в ней, как дальнейшие судьбы героев и их взаимоотношения с родными.

Если говорить о морали и заложенном в этой истории, то "Это просто игра" несет в себе очень ценное и важное напоминание о том, что семья - это очень важная вещь на этом свете. Семья - это место и люди, которые примут, помогут, разрешат противоречия. Конечно, подзатыльников могут тоже выдать только так, но это в рамках своих, а от чужих защитят, оберегут и чашку чая для успокоения выдадут. Безусловно, в семье Насти как примере этой мысли есть доля идеализированности, но в эту мораль семьи хочется верить. Хотя чуть-чуть идеального тут можно встретить и во взаимоотношениях с друзьями, и в причудах удачи, хотя местами с испытаниями и перевесом сил довольно тяжко. В блок мыслей между строк так же идет напоминание, что у каждого в этом подлунном мире свое дело в свое время, и если тебе кажется, что контрольная по математике - это ерудна, то поди сперва ее реши! Что для меня осталось противоречивым - это эпилог, и отдельно тема про "это все компьютер тебя погубил". Противоречиво в том плане, что не до конца понятно, оберегать от или найти разумный компромисс? С одной стороны, прекрасно понимаю, что такое та же интернет зависимость, все там были. С другой стороны, полный запрет слишком часто только подстегивает желание докопаться и достать, привет тебе, история про вилки от Квартета И. Если рассматривать крик отчаяния матери Макса не только как крик отчаяния, но и фразу-мысль на потом, то вот мне хочется верить в скрытый намек на то, что нужно все-таки ценить реальную жизнь, а не виртуальную, нежели полное ограждение от компьютера (см. выше про интерес к судьбам героев после финала). А вообще, рубрика "это интересно", нечасто попадалось мне в книгах про детей упоминание кода (или я просто не то читаю из нынешнего в жанре). А гамать и творить код - это как щупать уже готовое и созидать, так яростно верит мое гуманитарное "я". Как оно вообще нынче у родителей нынешних подростков эры Сети и Вики происходит воспитание по теме? Даже как-то интересно стало.

В общем и целом: история о бороться и искать, найти и не сдаваться. А еще об умении выживать, вспоминать, прощать и жить дальше. Это был интересный опыт прочтения как на подумать, так и про творчество автора, потому что впереди у меня Убыр . А за слова в устах деда о семье отдельное спасибо, очень мне попало в тему окружения недавних дней. Пойду брата у консоли заберу и чай с ним попью за разговорами.

Комментарии


За все приходится платить, а здесь разменная монета за воскрешение - личное счастье из моментов прошлого и мелочей, воспоминания, мысли о семье, имя

Мне такой подход уже где-то встречался.


Я вот тоже решила прочесть. При том, что первый Убыр очень понравился, а второй совсем нет. Интересно, что перевесит в следующей книге.

Хотя пиар довольно навязчив.