Больше рецензий

harleneQ

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 мая 2016 г. 09:01

1K

4 Книга, не окрашенная в черно-белые цвета

Глупо. Невероятно глупо ненавидеть целую группу людей непонятно за какие грехи. Людей, которые лично тебе ничего плохого не сделали. Людей, которые долгие годы были твоими соседями, коллегами, друзьями. Ненавидеть просто потому, что кто-то заявил, что они виноваты во всех твоих бедах. Ужасно глупо. И можно было бы усмехнуться, покачать головой и сказать, что так не бывает, что люди не настолько внушаемы и не пойдут на поводу у каких-то идиотов. Можно было бы. Если бы из-за этой глупости не погибли миллионы людей.

Этот роман рассказывает о трагедии европейских евреев на примере семьи Штенгель - супругов Фриды и Вольфганга и их сыновей Отто и Пауля - и их ближайшего окружения. В другой, прежней, жизни, когда большинству людей было все равно, еврей ли человек, с которым они сейчас разговаривают, супружеская пара Фрида и Вольфганг Штенгель усыновили немецкого мальчика Отто взамен их сына из двойни, который родился мертвым.

Берлин 20-х годов, в котором начинается история Штенгелей, был невероятным местом: стычки на улицах, сложности с продовольствием и коммунальными услугами, инфляция, но в то же время роскошь, джаз, танцы ночь на пролет, море алкоголя и наркотиков. Золотая молодежь того времени не стеснялась использовать недостатки финансовой системы для собственного процветания: разбогатеть из-за стремительно обесценивающихся займов можно было со скоростью света и до неимоверных масштабов. Но именно из-за музыки я бы хотела попасть в такой Берлин. Да и из-за другого искусства тоже: сходить в театр на постановки Брехта, посмотреть премьеру фильма "Метрополис", возможно даже услышать, как Курт Швиттерс читает одно из моих самых любимых стихотворений "Посвящается Анне Блюме". Дух этого Берлина автору удалось передать замечательно, он дышит, увлекает, влюбляет в себя и немного пугает своей безбашенностью и крайностями. Почему-то приходит на ум диккенсовская цитата: "Это было лучшее изо всех времен, это было худшее изо всех времен". К сожалению, хуже все-таки будет, как мы с вами знаем.

Я, конечно, не психолог, но мне кажется, что агрессия страшна не только как сам факт ее проявления, но и из-за того, как она влияет не только на агрессора, но и на жертву - весьма непредсказуемым образом. Различные проявления подобного влияния на испытавших агрессию на себе хорошо показаны в этой книге: дополнительная мотивация сохранить хотя бы частичку нормальной жизни и забота о товарищах по несчастью, отрицание происходящего и полная отрешенность, неконтролируемая ярость, расчетливая и холодная месть всем прямо либо косвенно причастным и другие. Мне кажется, эта книга - прекрасный повод проанализировать свое поведение во время стрессовых и безвыходных ситуаций, а также попытаться понять поведение других и их мотивацию.

Я рада, что эта книга не окрашена в черно-белые цвета: мол, евреи все хорошие, а все немцы - гады и нацисты. И среди первых, и среди вторых были герои, вызывавшие у меня как симпатию, так и отвращение. Тем не менее, даже самый - на субъективный взгляд того или иного члена общества - плохой человек заслуживает того, чтобы с ним обращались, как с человеком. Мне кажется, любой социум, который не следует этому правилу, недалеко ушел от Третьего рейха.

Невозможно передать словами, как мне горько читать о любой дискриминации и, более того, геноциде, но особенно бьет по голове почему-то именно Холокост. Глупо и неправильно сравнивать истории людей и семей - какая из них трагичнее, но в итоге у каждого члена семейства Штенгель был выбор, которого не было у многих других в то время: как евреев, так и немцев. Ни родители, ни дети не стали рабами своего положения и смогли сами создать свою судьбу и выбрать свой конец истории. Поэтому все четверо мне очень понравились, особенно Фрида и Вольфганг - замечательная пара, каждый из них по-своему смел и заслуживает уважения. В отличие от Штенгелей, ровесница и подруга Отто и Пауля Дагмар, бывшая "принцесса", стала рабом своего желания выжить, потеряв в погоне за выживанием саму себя и свою человечность. Я не сужу ее, нет, у меня нет на это права, но таких людей я никогда не понимала и, возможно, не пойму.

Трудно сказать, почему я не поставила этой книге пять. Объективной причины я назвать не могу: возможно, мне бы хотелось более развернутой концовки или показалось, что в книге было слишком мало Пауля, я не смогла прочувствовать этого героя до конца. Однако книга эта очень хороша, и непременно советую ее прочитать. Пока мы способны сочувствовать, горевать за других, возмущаться несправедливости и вступаться за оскорбленных, для человечества еще не все потеряно.

Книга прочитана в Клубе тлена и безысходности. Апрель 2016

Комментарии


Но именно из-за музыки я бы хотела попасть в такой Берлин. Да и из-за другого искусства тоже: сходить в театр на постановки Брехта, посмотреть премьеру фильма "Метрополис", возможно даже услышать, как Курт Швиттерс читает одно из моих самых любимых стихотворений "Посвящается Анне Блюме"

Эх, мечты-мечты...
Давно собираюсь её прочитать, но постоянно что-то мешает (( Хотя мне ближе истории, рассказанные непосредственно людьми, которые жили в то время и видели это своими глазами, а также сами пережили те события...
А рецензия хороша и обстоятельна!
Спасибо!


Спасибо!
В послесловии к книге рассказано, кстати, что частично она основана на истории семьи самого Бена Элтона и какая связь между героями книги и реальными личностями. Ну и опять же, я художественную литературу про то время воспринимаю как архетип, что ли: тысячи настоящих историй, собранных в одну.


Да, я читал об этом.
Определённо. Одно тяжёлое время, которое затронуло миллионы судеб.
Многие похожи просто до боли и каких-то мельчайших деталей. Печаль...


Согласна. Считаю, что об этом надо всегда писать и читать, несмотря на то, сколько уже написано и прочитано, потому что никак нельзя о таком забывать


Согласна по поводу Пауля. Впечатление такое, что автор "слил" его. Жаль.