Больше рецензий

30 апреля 2016 г. 08:15

357

3 Антисоветизм в духе соцреализма

Малоизвестная книга не такого уж и известного украинского писателя - советского диссидента. Однако же патетических восхвалений автору петь я не буду, как того требует дух времени. Роман как роман: в нем есть и красивое, и захватывающее, и глупое, и безобразное.

УССР хрущевских времен открывается нам как некое двоемирие: Донбасс, суровый, но прекрасный край, навязчиво противопоставляется Одессе, которая описывается как катакомбный мир криминала. Сидевшая глубоко в моем сознании патриотка радуется: я была уже готова читать нечто о неотесанных донбасских мужиках и мужичках. Но здесь все иначе:

Донбас у Григорові, у Сашкові, в Іванові. Упокорений космос, що став для них тихим домашнім, наче хатнє вогнище


Очень трогательно. Сам язык романа мне очень понравился: приятный, изысканный, в то же время лишенный вычурности. Читаешь и думаешь: красиво.

Главный герой - слабовольный юноша-невротик, который привык сочетать свои философскую деятельность с употреблением спиртного. Зная убеждения автора, не сложно догадаться: через маргинала Владимира транслируются взгляды самого Руденко: от пантеистического восприятия мира до экономических воззрений в духе физиократа Франсуа Кене. Последние поставили меня в тупик. Оно-то ясное дело, что Маркс в экономике ничего не понимал. Прибавочная стоимость - результат не эксплуатации рабочих. Она создается солнечной энергией (!), соединенной с трудом крестьянина и его скота на земле.

Честно сказать, я бы еще поняла, если бы к таким выводам пришел человек, проживший всю жизнь в отсталой аграрной стране, где трактора не видели отродясь. Когда же подобную критическую критику выдает писатель, бывший член КПСС, по его собственным словам, штудировавший "Капитал", это заставляет задуматься, кого же и каким образом принимали в эту самую КПСС.

Конечно, Руденко - дитя своего времени, как не скрывал бы он, прячась за экономическими теориями в духе восемнадцатого века. Особенно это видно в явном увлечении космической тематикой: даже Иисус, преодолев земную гравитацию, вознесся не в рай к Отцу Небесному, а в отправился бороздить просторы космические.

В чем соцреалистичность этого романа?

Во-первых, в необыкновенном изображении величия труда рабочих. Владимир, наблюдающий за работой сталевара Саши, приходит в восторг: как величественен, мол, человек, сотворивший настоящее чудо - научивший летать железо. Да и настоящую симпатию у меня вызвали именно такие простые и великие в своем труде персонажи, как Саша, Иван, Григор. Борис Корнеевич (он же Куцый), "бизнесмен"-контрабандист из Одессы, наделен мефистофельскими чертами, стяжатель Виктор показал тупоумным мелким буржуа, застрявшим в потреблятстве.

Во-вторых, сам Владимир проявляет лучшие человеческие качества, несмотря на то, что в почти всю книгу он зарекомендовал себя редкой размазней. В итоге, он кается за связи с контрабандистами и после долгих душевных мук, разболтав половине знакомых о своих трудовых подвигах, сам сдается милиции. Выходит, Володя - персонаж типа кающегося грешника.
Суд, конечно, показан фарсом. Смею сомневаться, что кто-то стал бы всерьез проводить экспертизу на уточнение того, советский ли высоковольтный столб на картине изображен аль буржуйский?

Книге ставлю оценку 3 из 5.
Она для меня оказалась ни хорошей, не плохой. Положительное и негативное - в единстве.