Больше рецензий

Olga_June

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 апреля 2016 г. 08:27

197

4.5

Теория без чисел, формул и экспериментов. Кто ее понял, тот понял жизнь, разгадал мировые загадки.

Так считает Инга Ломарк, учитель биологии и физкультуры в гимназии, которая через несколько лет будет закрыта, в маленьком еле-еле существующем городке. Забавно, что ее познания в биологии, обширность которых невольно вызывает восхищение, не помогли ей понять ее собственных сородичей, принадлежащих, по ее убеждению, к животному миру так же, как медузы и деревья гинкго. Забавно и очень печально!

Весь роман состоит из наблюдений госпожи Ламарк над своим маленьким девятым классом, воспоминаний о своем прошлом, муже и дочери Клаудии и бесконечных изложений учебного материала. Инга претендует на беспристрастность, однако все в ее жизни окрашено горечью и желчью. Ей довелось пережить крах социалистической ГДР, пришлось перестраиваться для работы в новой Германии, отдалиться от своего увлеченного страусами мужа, который когда-то (невероятно?!) бросил одну семью, чтобы создать с ней другую, и потерять единственную дочь. Клаудия не заболела и не умерла. Сначала кажется, что она просто уехала за океан, но в конце книги выясняется, что Клаудию сама Инга оттолкнула от себя давным-давно, еще в роковом подростковом возрасте. Были в жизни госпожи Ломарк и некоторые шокирующие секреты, обстоятельства, из которых нельзя не сделать выводов, но Инга упряма и принципиальна. Нельзя сказать, что это железная женщина с четкими алгоритмами в голове. Она не потеряла способности чувствовать и воспринимать мир с разных сторон. Время идет, и копится опыт, поэтому поневоле она томится своим одиночеством, неспособностью к контактам, необходимостью любить и заботится о других, особенно о ненавистных ей детях. И еще мне показалось, что среди своих странных коллег и соседей с причудами она все-таки самый нежизнеспособный вид, тот мутант, от которых, по ее же словам, природа избавляется. В общем, в этом свете конец книги весьма логичен.

Что привлекло персонально меня в "Шее жирафа" - рассказ учителя (а я учитель) биологии (которая нравилась мне в школе), так что другим людям книга может показаться суховатой или нединамичной. Интересно было почитать о том, как в школе пытаются создать систему обучения, основанную на естественном отборе и жесткой конкуренции. Возможно, в нашем синтетически розовом мире, где мозги детей бывают перенасыщены идеями о том, что "ты все можешь", "ты уникален", "ты всегда найдешь помощь и выход", такой подход не лишен смыла. Хотя настолько прямолинейное приведение этого плана в жизнь вовсе не рационально.