Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

27 апреля 2016 г. 18:23

310

4.5

Любая книга, любое произведение и автор понимаются лучше в историческом контексте. Что окружало, что подавляло и что приходилось преодолевать? И если в литературе для меня отражение контекста очевидно, то в музыке, к сожалению, нет. И это понятно – так просто увидеть в книге отголоски времени, протест или наоборот, свободу, которой дышал и с которой творил автор. В самом сюжете, в героях и в их поступках, мы можем с легкостью прочесть, расшифровать окружающий мир. Но в музыке… Чтобы понять, что несут в себе ноты, в чем их протест или свобода – нужно знать, разбираться, уметь «читать» музыку, видеть двойной смысл. Допустим, всем известно, что Шостакович подвергся гонениям в Советском Союзе, но чем именно была опасна его музыка, ответит не каждый. В том числе и я. Я могу понять, только если мне объяснить, рассказать, или как Борис Евсеев, лауреат Бунинской премии и премии Правительства Российской Федерации в области культуры за роман-версию «Евстигней», поведать о жизни гениального русского композитора Фомина. Тогда все становится на свои места. И музыка, и её значение, и след в истории, который оставил сын канонира Тобольского пехотного полка.

О том, что императрицу Екатерину II считают символом российского просвещения, знает каждый школьник с 7 класса. И то, каким образом София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская стала императрицей, ни для кого не секрет. Властная, авторитарная, нетерпимая, тщеславная и умная государыня не продержалась бы на престоле так долго, дай она волю таким смутьянам как Радищев или, не дай бог, Емельян Пугачев. Поэтому не удивительно, что в 1786 году, когда новоявленный академик, юный композитор, учившийся музыке в самой Италии, Евстигней Ипатович Фомин посмел переделать ее собственное сочинение в угоду своей музыки и поставить оперу «Новгородский богатырь Василий Боеславич» по-своему, Екатерина II рвала и метала. Нет, она не сослала в кандалах в Сибирь этого дурака, она поступила хуже. По-женски более изощренно и мстительно – она сделала так, чтобы Фомин не смог работать, чтобы его музыка никогда не была прославлена, чтобы его работы всегда переделывали, чтобы он даже не мечтал попасть в императорский театр. Чтобы он исчез из памяти людской. Удалось ли ей то? Раз сегодня мы можем прочесть книгу Евсеева – нет.

Судьба талантливого, неординарного, удивительного человека, который опередил свое время, оборвалась рано – в 38 лет. И вся эта жизнь, с первых лет у мамки-солдатки под боком, и до последних дней, когда «жить далее не было сил» - выражена в музыке, вписана, вложена в нее. И единственно жаль, что так много утеряно, так много приписано другим, и многое забыто было надолго…

Я так рада, что есть в интернете передача с Борисом Евсеевым, где он не просто рассказывает о себе и о своем отношении к музыке, о книге "Евстигней". Он наигрывает темы Фомина, он объясняет, в чем ценность его творчества, в чем он опередил свое время. И в идеале, эту книгу надо продавать с аудио диском в придачу, и слушать-слушать-слушать…

Я прочла всего одну книгу, а сделала так много открытий для себя! Я узнала о становлении русской музыки в XVIII веке, о Российском Просвещении в действии, о Моцарте и Березовском, о падре Мартини и Станислао Маттеи. Я узнала о Львове и Карамзине, о Фонвизине и Крылове, я заново познакомилась со многими историческими личностями, и погрузилась в чужую эпоху, в чужой для меня мир музыки. Я прочла книгу писателя-диссидента, я познакомилась с современной русской прозой (я так мало читаю ее!). Я никогда ничего не читала ни у лауреатов Бунинской премии, ни у финалистов «Большой книги». Я знаю, что эти премии есть, и что они заслуживают внимания, но всегда моя душа лежала больше к зарубежной литературе. А сейчас – прочла и не жалею. И самое главное для меня – я немного лучше стала понимать эту загадочную субстанцию, скрывающую в себе сотни эмоций и смыслов – музыку. Она непостижима для меня в своем классическом варианте. Тот интуитивный уровень, на котором я могу воспринимать оперу, симфонии, сюиты, сонаты и проч. довольно примитивен и полностью основан на восприятии сердцем, а не умом. А здесь, благодаря Евсееву, я что-то начинаю понимать.
И стоило прочесть один роман, чтобы сделать столько открытий…

Это рецензия из моего жж