Больше рецензий

valeriya_veidt

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 апреля 2016 г. 12:50

334

5

В романе «Пирамида» мне не просто понятны, но и близки примерно 80% ситуаций, в которые попадают герои произведения; эмоции и чувства, переживаемых ими же; типажи представителей учёного сословия (ох, кого я вижу!).

Начнём по порядку.




МНЕ ПОНЯТНО И БЛИЗКО (№1): КАЙФ ОТ ЗАНЯТИЯ НАУКОЙ


И ничто не сможет с этим сравниться! В самом начале своего научного пути ты переворачиваешь груду литературы: сперва временным местом жительства становятся местные научные библиотеки и архивы, затем ты приходишь в гости к знакомым доцентам под предлогом «попить чаю – посоветоваться», а сам мимоходом утаскиваешь книги из их библиотеки домой. Наконец, отчаявшись, едешь в одну из столиц нашей необъятной Родины и просиживаешь в научных библиотеках по несколько недель.

Однажды наступает такой момент, когда чаще обычного начинает казаться, что конца и края этому делу не видно. Но однажды (о, Эврика!) ты ставишь жирную точку на пути своего научного поиска и начинаешь создавать собственное научное детище, конечно же, рожденное на основе ранее прочитанного (и с таким трудом добытого) материала.

Ведь открытие нового – это всегда преодоление старого и требует огромных усилий.





МНЕ ПОНЯТНО И БЛИЗКО (№2): НЕДОВОЛЬСТВО СОБОЙ И СВОЕЙ НАУЧНОЙ РАБОТОЙ ПО ЕЁ ОКОНЧАНИЮ


Нет, это наступает не сразу.

Сначала ты хлопаешь в ладоши и гладишь себя по голове. Потом тебе хлопают в ладоши и гладят тебя по голове.

Всё прекрасно … ровно до тех пор, пока через год (например, а бывает намного раньше) ты не возьмёшься перечитать свою работу. И понеслось: и это можно было бы переделать, а это переписать, это вообще убрать. Господи, как я мог так гордиться собой, когда работа требует более детальной вычитки и проработки!..

Это страшный период. Но его можно пережить, поскольку есть чем заниматься дальше.

Но в науке слово «обычно» чаще всего означает «плохо».





МНЕ ПОНЯТНО И БЛИЗКО (№3): ПРОЦЕДУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЛЮБОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ


Я точно знаю, какова структура и назначение ВАК, учёного совета, диссертационного совета и т.д. Если можно так выразиться, то я испытываю интеллектуальный оргазм от ласкающих мой слух подобных словосочетаний: «диссертационная работа», «план научной работы на год», «эмпирическая составляющая» и т.п.

Для меня за всеми этими словами стоит деятельность как отдельных людей, так и целых отделов. Каждое словосочетание подразумевает столько смысла, что объяснить его человеку, не занимающемуся наукой, будет очень сложно. В общем, за каждым таким выражением кипит настоящая жизнь. И я счастлива, что мне это понятно!..

Познание - это не прямая линия и даже не кривая! Это чудовищно разветвленное дерево с бесконечным множеством ветвей и веточек, и где-то там, на вершине, […] - то самое драгоценное яблоко, которое нам надо сорвать!





МНЕ ПОНЯТНО И БЛИЗКО (№4): ВОСХИЩЕНИЕ СВОИМ НАУЧНЫМ НАСТАВНИКОМ


Восхищение = уважение = почитание.

Однако восхищение НЕ равно слепому научному следованию по стопам своего учителя. Однажды случается так, что твоя теория противоречит по некоторым пунктам (мягко говоря) теории любимого профессора. И что происходит тогда? Ты не перестаёшь уважать своего научного наставника, напротив, начинаешь восхищаться им ещё больше за то, что дал возможность тебе вырасти. Восхищение своим научным наставником длится всю жизнь – это не сиюминутное чувство. Это крепкие научные узы, разорвать которые гораздо сложнее семейных, дружеских и пр.

Но ведь о мысль можно споткнуться точно так же, как о камень или кочку.





Как итог: тем, кто занимается наукой, данная книга будет не просто интересна, она мотивирует на научный поиск. Потому что однажды наступает момент усталости и непонимания: зачем и кому нужны все твои труды и потуги. А в романе как раз почётное центральное место отводится миссии честного служения науке молодыми людьми. И пусть порой не совсем понятны причины самоистязания наукой, но однажды оно возвратится сторицей.

Я могу по пальцам пересчитать дни, когда мне приходили в голову по-настоящему ценные мысли.