Больше рецензий

30 марта 2016 г. 15:55

157

5 Книжный Вызов-2016. Бонус. Джастин Ричардс "Силуэт".

Очень давно не глотала довольно немаленькую книгу за один день. Даже с "Гарри Поттером" такого не случалось, а в моей ситуации, поверьте, это о многом говорит.
Отзыв содержит жирные спойлеры и цитаты.

"Силуэт" - история, о которой мечтали все фанаты троицы с Патерностер-роу. Настоящая, викторианская, атмосферная, детективная докторски докторская история, где абсолютно все на месте, все при делах, и ни одного упущенного или забытого в процессе персонажа или элемента. Кэбы, смог, туман, запахи, голоса, говор, Зимняя ярмарка, замерзшая Темза, живая лондонская атмосфера - там столько деталей, что, кажется, и сам погружаешься в происходящее.
Конечно, особенно прожженным фанатам она не покажется такой уж неожиданной, и некоторые внезапные повороты не будут такими уж внезапными. Но что с нас взять, нас уже трудно чем-либо удивить. А вот ньюфагам и мимопроходящим, мне кажется, должно искренне понравиться. Ну, это если у вас нет предубеждений против Клары на руководящих ролях, потому что здесь она именно такая - но это внезапно совсем не выбивается ни из характера, ни из истории.
Фирменный юмор Ричардса. Фирменный упорос Ричардса. И ВООБЩЕ, ЭТО ДЖАСТИН РИЧАРДС, ну, вы поняли. Просто веиколепные, как всегда, отношения Доктор-спутница, которые тонко улавливают нюансы характеров обоих.

"- Разве кратчайший путь между двумя точками - не прямая? - усмехнулась она, когда они наконец вышли на Вэверли-стрит.
Доктор одарил спутницу сочувственным взглядом.
- К твоему сведению, планета имеет форму шара - хоть и не геометрически правильного, - а пространственно-временной континуум, если апеллировать к твоим скромным астрофизическим познаниям, загнут бубликом. Добавь сюда фактор гравитации и магнитных полюсов. В этом мире не существует такой вещи, как прямая.
(...)
- Откуда ты знаешь, каким маршрутом он поехал?
- Ему захочется поскорее освободиться и получить деньги, - нравоучительно заметил Доктор. - А кратчайший путь между двумя точками - прямая.
- Когда-нибудь я тебя придушу.
Доктор фыркнул, ничуть не впечатленный ее угрозой.
- У меня есть запасная дыхательная система, так что можешь душить, сколько влезет".


Совершенно волшебные, правильно и достоверно прописанные персонажи. Уморительный, и в то же время вызывающий уважение Стракс. Хитрая и непредсказуемая, но очень ранимая Вастра. Верная и умная, хоть и доверчивая, Дженни. И, хотя всех троих было все же как-то мало, они здесь совсем не на второстепенных ролях.

"- У вас есть догадки, кто или что убивает этих несчастных, мистер Стракс? - спросил сержант, когда сонтаранец уже направлялся к выходу.
- Нет, - ответил Стракс. - Но если устранить невозможное, то, что останется, и будет подлежать окончательному устранению, каким бы невероятным оно ни казалось. Хорошего дня сержант".


Очень правдоподобный злодей. Люблю злодеев, которые совершают зло не ради зла как такового, а исключительно из каких-либо убеждений. Пусть не особо моральных - но убеждений. Уверенный в своей правоте злодей - это же настоящее сокровище! Конечно, Милтон - злодей без страха и упрека. Он аморален, эгоистичен, алчен, и в его мотивациях нет ни капли светлого и доброго, даже самой маленькой. Но мотивация у него есть - и это выгодно отличает его от некоторых злодеев - не только в ДК-литературе, но и во всех других франшизах, жанрах и направлениях.
И, конечно, Доктор и Клара. Клара, которая никогда не так проста, как кажется, и всегда держит ситуацию под контролем - или умудряется взять ее под контроль в самый ответственный момент. И Доктор - Двенадцатый Доктор, - который за внешним безразличием прячет не только искреннюю заботу, но и непримиримую мораль, которая не смиряется ни перед чем. Мне нравится фраза Ричардса устами самого Доктора о том, что его нельзя выбить из колеи даже на танке. Это так правильно.
И, конечно, гнев Доктора, который делает его страшным - по-настоящему страшным - и в то же время очень, очень сильным. Сцена с его "отравлением" гневом лично у меня все переворачивает и перетряхивает в душе, заставляя представлять себе лицо Капальди - очень живо, очень ясно и очень, ОЧЕНЬ страшно. Чертов Джастин Ричардс.

"Лицо Доктора превратилось в гневную маску. Губы изогнулись в оскале, обнажив стиснутые зубы, лоб рассекли еще более глубокие морщины. Скрюченные пальцы яростно царапали доски пола. Из груди то и дело вырывались судорожные вздохи, почти рыдания.
(...)
Клара не могла отвести взгляда от искаженного лица Доктора. Обычно насмешливые глаза расширились и налились кровью. Теперь в них читалась злоба, с которой Доктор не смотрел даже на самых отвратительных преступников и убийц. Внезапно он вскинул дрожащую руку, сейчас больше похожую на когтистую лапу, и потянулся к Кларе. Умоляя о помощи? Или собираясь выцарапать ей глаза? Воздух выходил из груди Доктора короткими, рваными хрипами, на губах выступила пена".


ВОТ У КОГО НУЖНО УЧИТЬСЯ СОЧИНЯТЬ ОПИСАНИЯ. Меня все еще потряхивает слегка.

Ну и, конечно, фирменная Ричардсовская смысловая наполненность и злободневность. О людях, наживающихся на войне, смерти и разрушениях. Вроде открыто, напрямую, а все же как-то не очень настойчиво Ричардс поднимает важные темы, удобно вписывая их в захватывающий сюжет и разбавляя аккуратным и приятным юмором.
И, конечно, перевод. Как редко в докторских изданиях АСТ встречается такой чистый, такой аккуратный и художественный перевод! Ну просто наслаждение. Красивые обороты, прекрасно пойманные шутки, нарисованные образы. Да, не обошлось без опечаток, и это немного грустно, но пускай с ними. Елена Фельдман свое дело сделала, все остальное - на совести редакторов и корректоров. И наборщиков тоже.
Пять из пяти. Дивная история, с великолепной атмосферой, которую просто хочется разобрать на цитаты и разложить по куче полочек с заглавиями "авторский стиль", "дивный юмор", "чудесные образы" и еще с полдюжины других.
Я всегда говорила, что официальная литература по ДК - это высокоуровневые фанфики. И "Силуэт" - тоже фанфик. Но гораздо более продуманный и качественный, что радует несказанно.

diary